ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

щее значение при определении педагогических задач и поиске путей их развития. Педагогические воззрения Л.Н.Толстого являются непреходящи­ ми основаниями для развития ценностных ориентаций и этических установок учителя. Идея свободного воспитания, как и вся педцентрическая позиция Толстого в педагогике, особенно актуальна сегодня, когда в условиях перехода от школы тоталитарной и авторитарной к школе цивилизо­ ванной важное значение приобретает отношение к ребенку как глав­ ной ценности образовательного процесса. В связи с этим чрез­ вычайную роль в формировании педагогического мышления играют взгляды Л.Н.Толстого на личность ребенка и особенности его роста и развития. Этика Толстого - этика самосовершенствования личности. Это просто необходимо осмыслить сегодня и работникам образования, и всем россиянам. Для Л.Н.Толстого нравственность - не средство, а цель. Уровень нравственного развития человека - главный критерий прогресса общества. Таким образом, осмысление важнейших этических взглядов Л.Н.Толстого приводит к необходимости пересмотра приоритетов как при реформировании социально-экономической жизни, так и при построении современной образовательной системы. Дидактические позиции Толстого опередили свое время и не поте­ ряли своего значения и для современной школы. Необходимость ак­ тивизации познавательной деятельности учащихся путем их включения в процессы познания, опора на жизненный опыт школь­ ников, их интересы - фундаментальные положения личного педаго­ гического кредо учителя современной российской школы. Актуален и взгляд Толстого на взаимодействие школьного и вне­ школьного воспитания. Подчеркивая сильное влияние на ученика жизни вне школы, Л.Н.Толстой отмечает, что это влияние большей частью уничтожает все влияние школьного воспитания, но «педагог видит в этом только недостаточность развития науки и искусства педагогики и все-таки признает своей задачей воспитание людей по известному образцу, а не образование, т.е. изучение путей, посредст­ вом которых образуются люди, и содействие этому свободному обра­ зованию». Проблема организации школы на основе осознания основных за­ конов, которыми живет народ, является одной из основных составля­ ющих профессионального мышления современного педагога, ибо от ее решения зависит возможность удовлетворения образовательных за­ просов личности. Именно поэтому вслед за Л.Н.Толстым можно ска­ зать, что «народное образование в настоящее время для нас есть 95

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=