ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
щее значение при определении педагогических задач и поиске путей их развития. Педагогические воззрения Л.Н.Толстого являются непреходящи ми основаниями для развития ценностных ориентаций и этических установок учителя. Идея свободного воспитания, как и вся педцентрическая позиция Толстого в педагогике, особенно актуальна сегодня, когда в условиях перехода от школы тоталитарной и авторитарной к школе цивилизо ванной важное значение приобретает отношение к ребенку как глав ной ценности образовательного процесса. В связи с этим чрез вычайную роль в формировании педагогического мышления играют взгляды Л.Н.Толстого на личность ребенка и особенности его роста и развития. Этика Толстого - этика самосовершенствования личности. Это просто необходимо осмыслить сегодня и работникам образования, и всем россиянам. Для Л.Н.Толстого нравственность - не средство, а цель. Уровень нравственного развития человека - главный критерий прогресса общества. Таким образом, осмысление важнейших этических взглядов Л.Н.Толстого приводит к необходимости пересмотра приоритетов как при реформировании социально-экономической жизни, так и при построении современной образовательной системы. Дидактические позиции Толстого опередили свое время и не поте ряли своего значения и для современной школы. Необходимость ак тивизации познавательной деятельности учащихся путем их включения в процессы познания, опора на жизненный опыт школь ников, их интересы - фундаментальные положения личного педаго гического кредо учителя современной российской школы. Актуален и взгляд Толстого на взаимодействие школьного и вне школьного воспитания. Подчеркивая сильное влияние на ученика жизни вне школы, Л.Н.Толстой отмечает, что это влияние большей частью уничтожает все влияние школьного воспитания, но «педагог видит в этом только недостаточность развития науки и искусства педагогики и все-таки признает своей задачей воспитание людей по известному образцу, а не образование, т.е. изучение путей, посредст вом которых образуются люди, и содействие этому свободному обра зованию». Проблема организации школы на основе осознания основных за конов, которыми живет народ, является одной из основных составля ющих профессионального мышления современного педагога, ибо от ее решения зависит возможность удовлетворения образовательных за просов личности. Именно поэтому вслед за Л.Н.Толстым можно ска зать, что «народное образование в настоящее время для нас есть 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=