ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
работу по возрождению школы Толстого. На базе областного инсти тута усовершенствования учителей создана лаборатория, членами которой разработаны концепция школы Толстого и программа ее реализации. Большая работа ведется в базовых школах: Яснополян ской средней и Никольско-Вяземской Чернского района. Многие эле менты педагогической теории писателя внедрены в практику деятель ности ряда школ города. В ТГПУ им. Л.Н.Толстого особое внимание уделяется изучению его философских и педагогических взглядов, в частности, большим интересом пользуется спецкурс кафедры философии по толстов ской теории ненасилия. Разработана программа подготовки учи тельских кадров для школ, работающих в рамках областного эксперимента. А.А.Орлов Тула ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ В современной школе назначение учителя претерпевает сущест венное изменение: из транслятора нормативных знаний и идеологи ческих установок он в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса становится носителем передаваемой уча щимся культуры. Осознание своей новой профессиональной позиции требует от учителя развитого педагогического мышления. Понятие «педагоги ческое мышление учителя» не является синонимом понятия «мыш ление педагога». Чтобы мыслительная деятельность педагога трансформировалась в его профессиональное мышление, необходи мо не только развивать у него дидактические основания решения учебно-воспитательных задач, но и формировать потребностно-мо- тивационную и эмоциональную сферы личности, которые влияют на продуктивность мышления. Педагогическое мышление - это специфическая умственная и практическая деятельность учителя, обеспечивающая наиболее полное и эффективное использование им этических установок, научных знаний, педагогической техно логии и техники, личностных качеств, особенностей и личного опы та при решении задач развития личности ученика и группы школьников. В современных условиях актуализируется аксиологический ас пект становления и развития педагогического мышления, т.к. цен ностные ориентации учителя, его этические установки имеют решаю- 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=