ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

работу по возрождению школы Толстого. На базе областного инсти­ тута усовершенствования учителей создана лаборатория, членами которой разработаны концепция школы Толстого и программа ее реализации. Большая работа ведется в базовых школах: Яснополян­ ской средней и Никольско-Вяземской Чернского района. Многие эле­ менты педагогической теории писателя внедрены в практику деятель­ ности ряда школ города. В ТГПУ им. Л.Н.Толстого особое внимание уделяется изучению его философских и педагогических взглядов, в частности, большим интересом пользуется спецкурс кафедры философии по толстов­ ской теории ненасилия. Разработана программа подготовки учи­ тельских кадров для школ, работающих в рамках областного эксперимента. А.А.Орлов Тула ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ В современной школе назначение учителя претерпевает сущест­ венное изменение: из транслятора нормативных знаний и идеологи­ ческих установок он в условиях личностно-ориентированного образовательного процесса становится носителем передаваемой уча­ щимся культуры. Осознание своей новой профессиональной позиции требует от учителя развитого педагогического мышления. Понятие «педагоги­ ческое мышление учителя» не является синонимом понятия «мыш­ ление педагога». Чтобы мыслительная деятельность педагога трансформировалась в его профессиональное мышление, необходи­ мо не только развивать у него дидактические основания решения учебно-воспитательных задач, но и формировать потребностно-мо- тивационную и эмоциональную сферы личности, которые влияют на продуктивность мышления. Педагогическое мышление - это специфическая умственная и практическая деятельность учителя, обеспечивающая наиболее полное и эффективное использование им этических установок, научных знаний, педагогической техно­ логии и техники, личностных качеств, особенностей и личного опы­ та при решении задач развития личности ученика и группы школьников. В современных условиях актуализируется аксиологический ас­ пект становления и развития педагогического мышления, т.к. цен­ ностные ориентации учителя, его этические установки имеют решаю- 94

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=