ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Н.А.Шайденко Тула НАРОДНОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Л.Н.ТОЛСТОГО Всей своей жизнью, творческой деятельностью, философскими убеждениями, педагогической практикой Л.Н.Толстой доказал, что наиболее благотворным источником педагогических идей может быть мудрость народная. Педагогика Толстого выросла из знания основ народной жизни, народного духа, народной педагогики. Из народной мудрости складывались педагогические принципы великого писате­ ля: организация школы на идеях свободного воспитания, нравствен­ ная обоснованность и практическая целесообразность сообщаемых детям знаний, утверждение любви и уважения к достоинству лично­ сти как главенствующего принципа во взаимоотношениях ученика и учителя, недопустимость насилия во всех сферах и уровнях педагоги­ ческой деятельности. Необычайно актуально звучат для нас в связи с этим слова писа­ теля: «Что же нам, русским, делать в настоящую минуту? Сговорить­ ся ли всем и взять за основание английский, французский, немецкий или североамериканский взгляд на образование и какой- нибудь из их методов? Или, углубившись в философию и психологию, открыть, что вообще нужно для развития души человека и для приготовления из молодых поколений наилучших людей по нашим понятиям?» Педагогическая система Толстого сегодня - это способ скорейшей подвижки образования и прогресса в нашей стране, без которых всерь­ ез надеяться на улучшение жизни общества нельзя. Важной педагогической проблемой, которую Л.Н.Толстой ставит в педагогических сочинениях и решает в своих художественных про­ изведениях, является проблема норм взаимоотношений между взрос­ лыми и детьми, вопрос о долге перед детьми. В наши дни, когда школа стоит перед выбором направления своего развития, толстовские идеи, выросшие из народной педагогики, близ­ ки и актуальны для педагогов, учащихся и их родителей. В условиях острейшей необходимости в гуманизации обществен­ но-политических процессов, возрождении общечеловеческих ценно­ стей и культурно-национальных традиций философско-педагоги- ческая система Л.Н.Толстого, основанная на народной педагогике, должна стать методологической основой для разработки концепции подлинно гуманистической школы. Осознавая особую значимость идей великого земляка, преподава­ тели педагогического университета, носящего имя Л.Н.Толстого, пе­ дагоги школ города Тулы и области с 1989 года проводят большую 93

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=