ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
нЫе конструкции - сложноподчиненные предложения с условными союзами и обороты тем хуже , тем лучше (последние - в полемичес ких диалогах и внутренних монологах персонажей); напротив, кон струкции в таком случае и в противном случае, с их принадлеж ностью к «интеллектуализированному» синтаксису книжных стилей, используются в контекстах официально-делового и научного содер жания, а вне их - как речевое средство индивидуализации персонажа (как отражение психологии его личности), вызывая определенное оценочное отношение к нему. Л.Б.Савенкова Ростов-на-Дону ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Для создания целостности художественного текста важен подбор системы языковых единиц, составляющих его. При этом особую роль играют ключевые слова, несущие наибольшую семантическую на грузку, ведущие к пониманию авторского замысла, и устойчивые фразы - паремии - как знаки характеризуемых или упоминаемых в произведении ситуаций и отношений. В романе-эпопее Л.Толстого «Война и мир» методом сплошной выборки выявлено 53 паремии, из них 42 пословицы, 5 поговорок, 5 крылатых фраз, одна формула заговора. Среди использованных изречений большинство русских, но есть и французские и латинские. Естественно, что иноязычные паремии вложены в уста либо ино странцев (Наполеона, доктора Lorrain’a ), либо представителей свет ской знати, общающихся с иностранцами (Билибина, Балашева), либо русских дворян младшего поколения (Жюли Карагиной, княж ныМарьи, Николая Ростова). Русские пословицы и поговорки произ носят представители народных низов: крестьяне, мастеровые, солдаты, а также те персонажи-дворяне, которые по своему духу кажутся автору наиболее близкими к народу: Шиншин, Ахросимова, Пьер Безухов, старый князь Болконский. Паремии распределены по тексту неравномерно. Так, они произ носятся 25 персонажами, но 17 из них сосредоточены в речи одного - Платона Каратаева, предстающего воплощением всего русского, доб рого и «круглого». Представляется, что Л.Толстой не случайно сосре доточил в речи Каратаева такое обилие пословиц и поговорок. Они издавна составляли неписаный свод законов, по которым жил народ, и, видимо, автор попытался передать этим набором пословиц свое представление о народной русскойфилософии. Пожалуй, по семанти ке пословиц ее основы можно сжато изложить так. Жизнь простого 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=