ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
каждой газете, большая доля страданий человеческого рода происхо дит от этой распущенности». Можно ли поверить, что эти слова мог написать автор «Анны Ка рениной», единственного в своем роде в мировой литературе «Еванге лия» чувственной любви? Кристиан Бартолф Берлин, Германия ТОЛСТОЙ О НЕНАСИЛИИ В ПЕРЕПИСКЕ С ИНДИЙЦАМИ В 1901 году Толстой ответил на просьбу индийского журналиста А.Рамасешана высказать свою позицию и найти слова поддержки для освободительной борьбы индийского народа против британских коло низаторов. В ответном письме Рамасешану Толстой рекомендовал индийцам противостоять службе в британской армии и в колониаль ных административных учреждениях, оказать сопротивление, но не в форме вооруженного восстания или революционной борьбы, а в виде «невыполнения», «неучастия» в учреждениях политической админис трации. Всвоем заявлении Толстой также выразил твердое неприятие несправедливой кастовой системы в Индии, которая, по его мнению, явилась причиной разногласий между этническими группами и угне тения одной части населения другой. В переписке с мусульманским муфтием Мухаммедом Садыком, который намеревался создать конфронтацию христианских и мусуль манских миссионеров в Индии, Толстой ясно заявил о своем неодоб рении деятельности мусульманских священников в Индии, так как это могло усугубить конфликты между общинами. Это произошло в 1903 году. В 1905 году знаменитый индийский философ, ученик Вивеканан- ды Баба Премананда Бхарати, Сурендранат Мухерий выслал Тол стому из американской ссылки брошюру, предостерегающую от так называемой «белой опасности» (термин был образован от гипотети ческой «желтой опасности» китайцев и японцев, якобы в то время угрожавшей европейской цивилизации), которая могла возникнуть как реакция на последствия русско-японской войны. Толстой не только был встревожен разлагающим влиянием британского господ ства в Индии, но также и взволнован страстностью призывов в адре сованном ему письме. Со вторым письмом, датированным 7 января 1907 г., Бхарати выслал свою книгу «Шри Кришна - Повелитель любви» (Бог любви). Толстой был настолько очарован философией Кришны, философией любви и благодеяния, что снабдил каждую из глав своего «Письма к индусу» (которое было написано в 1909 г.) эпиграфом-цитатой из книга о Кришне. Ганди попросил разрешения 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=