ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

РОЛЬ ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО Многогранна роль вопросительных предложений в публицисти­ ческом тексте: они способствуют реализации определенных идейно­ тематических замыслов автора, являютсядополнительным средством организации эмфатически насыщенных частей текста, выполняют как стилеобразующие, так и собственно стилистические функции. Специфика использования вопросительных предложений в моноло­ гической речи - один из показателей индивидуального стиля писате­ ля, публициста, общественного деятеля. У Льва Толстого немало статей с названиями в форме вопроса: «Так что же нам делать?», «Где выход?», «Голод или не голод?», «Неужели это так надо?» и др. Такие заглавия-вопросы требуют от читателя концентрированного внимания к развернутым ответам, со­ ставляющим содержание произведения. Более того: заглавие-вопрос во многом определяет композиционные, эстетические, ритмико-ме­ лодические особенности произведения. Так, заглавие трактата «Так что же нам делать?», благодаря своей специфичной модальной окрас­ ке, вовсе не тождественно общевопросительному предложению «Что делать?»; егофункциональное значение гораздо глубже: оно не только требует прямого ответа на вопрос, но и определяет полемическую направленность всего произведения. Внутри публицистических текстов Льва Толстого мы находим большое количество вопросительных предложений, среди основных функций которых можно выделить: номинативную, остраняющую, полемическую, драматизирующую внутренний монолог. 1. Номинативная функция предполагает наименование тем, про­ блем, которым посвящены либо статья в целом, либо глава, либо фрагмент главы. 2. Остраняющая функция связана с эффектом остранения и при­ звана побудить читателя взглянуть «глазами человека свежего» на общепризнанные доктрины, теории и т.д. 3. Полемическая функция связана с диалогизацией авторской ре­ чи. Эту функцию у Льва Толстого выполняют катехизические единст­ ва разных модификаций, где роли вопрошающего и отвечающего распределены между автором и его оппонентом. 4. Функция драматизации внутреннего монолога реализуется в катехизических единствах, где и роль вопрошающего, и роль отвеча­ ющего принадлежат автору. Г.Н.Большакова Тула 85

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=