ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

(ироническое). Поэтому название пьесы «Плоды просвещения» надо читать: «Плоды невежества». Такова авторская (ичитательская) оценка изображаемого впьесе, что подтверждается уточнением сценического жанра - комедия, т.е. рассчитанное на комическое. Данная смысловая и оценочная идея выявляется и в представленной автором системе действующих лиц, и в системе реплик персонажей, и в системе обобщенных смыслов, или микротем, составляющих смысловую и оценочную парадигмы пьесы. Так, в ходе сюжета формируется следующий блок микротем, рас­ крывающих смысл заголовка произведения и входящих в тему «неве­ жества»: ложность спиритизма как науки и бессмысленность занятий ею, суеверие, неправедность бытия, никчемность, отсутствие интере­ са к приобретенной профессии, неспособность к серьезной деятельно­ сти, отсутствие родственных привязанностей, цинизм. Система оценок заключена как в репликах персонажей, так и в эстетической позиции автора. Вот как, например, представлена сис­ тема оценок по поводу занятий спиритизмом главного действующего лица Леонида Федоровича Звездинцева, отставного поручика конной гвардии, хозяина дома: 1. «... Я увлекающийся человек, воображающий себе то, чего нет...» (сам о себе); 2. «Вот, я вам скажу, положение, а? Пойду к мама, одно спасенье. А то сумасшествует со своим спиритизмом и всех забыл» (сын, Васи­ лий Леонидыч, о нем); 3. «Учены, учены... а все другой раз сильно сомнение берет. Народные суеверия, грубые, истребляются, суеверия домовых, колдунов, ведьм... А ведь если вникнуть, ведь это такое же суеве­ рие... А дурачит их кто-нибудь или сами себя...» (камердинер, Федор Иванович, о нем); 4. «... А дурачила вас безграмотная девчонка, а вы верите! Вчера никаких ваших медиумических явлений не было, а это она (указывая на Таню) все делала» (жена, Анна Павловна, ему); 5. «Умора! Мужик был; но главное дело все в темноте... Потеха!» (Петрищев, кандидат филологических наук, о сеансе спиритизма). В целом идея пьесы Л.Толстого выражается полисемантично и полифонично. Ценность ее - в отображении «кусочка действительно­ сти» (В.В.Виноградов).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=