ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Совершенно иной выбор определяемых слов в портретной харак теристике Хаджи-Мурага, ср.: вид, добродушие, человек, человек, улыбка, приятель, глаза, глаза, выражение лица, лицо, шаг, стан, хромот а, нога, нога, глаза, руки, плечи, фигура, вид равнодушия, улыбка, лии,о, улыбка, лицо, гордость, губы, выражение лица. Слово гл а за употреблено 3 раза, лицо - 4 раза, улыбка — 3 раза, а также абстрактные существительные равнодушие, выражение, гордость. Таким образом, Л.Н.Толстой с описания внешнего вида героя пе реходит в конце своего творческого пути на психологический портрет. Кстати, все, кто встречался с Хаджи-Муратом, не замечали, напри мер, его хромоты. Но зато всех их покоряли его честный, открытый взгляд и искренняя детская улыбка, достоинство, с каким горец дер жался среди высшего класса. Л.А. Чернова Коломна ЗАГОЛОВОК ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ИДЕИ АВТОРА (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ Л.Н.ТОЛСТОГО «ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ») Название произведения представляет собой максимально сжа тое содержание текста, которое развертывается по мере его чтения. Развертывание идеи текста происходит через содержательный план, в котором переплетаются различные факты и пересекаются различные точки зрения на совершающееся. Сочетание «плоды просвещения», состоящее из двух компонентов, имеет денотативное и коннотативное значение. Денотативное значе ние сочетания противопоставлено тому значению, которое содержит ся во втором компоненте. Всвязи сэтим возникает скрытая смысловая оппозиция: просвещение - невежество. Данный языковой и смысло вой эффект обусловлен употреблением лексемы «просвещение» с лек семой «плоды». При употреблении слова «плоды» с наименованием дерева, расте ния, например, «плоды шиповника», образуется сочетание, функци онирующее в научной сфере. С формальной точки зрения лексема «просвещение» входит в морфолого-синтаксическую парадигму слек семой типа «растение», но с содержательной - разрушает сложную номинацию из научной сферы и переводит ее в художественную сис тему. При этом денотативное значение вновь образованного сочета ния - «плоды просвещения» - обогащается, меняется на противо положное и в нем появляется коннотативное значение, т.е. оценочное 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=