ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Совершенно иной выбор определяемых слов в портретной харак­ теристике Хаджи-Мурага, ср.: вид, добродушие, человек, человек, улыбка, приятель, глаза, глаза, выражение лица, лицо, шаг, стан, хромот а, нога, нога, глаза, руки, плечи, фигура, вид равнодушия, улыбка, лии,о, улыбка, лицо, гордость, губы, выражение лица. Слово гл а за употреблено 3 раза, лицо - 4 раза, улыбка — 3 раза, а также абстрактные существительные равнодушие, выражение, гордость. Таким образом, Л.Н.Толстой с описания внешнего вида героя пе­ реходит в конце своего творческого пути на психологический портрет. Кстати, все, кто встречался с Хаджи-Муратом, не замечали, напри­ мер, его хромоты. Но зато всех их покоряли его честный, открытый взгляд и искренняя детская улыбка, достоинство, с каким горец дер­ жался среди высшего класса. Л.А. Чернова Коломна ЗАГОЛОВОК ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ИДЕИ АВТОРА (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ Л.Н.ТОЛСТОГО «ПЛОДЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ») Название произведения представляет собой максимально сжа­ тое содержание текста, которое развертывается по мере его чтения. Развертывание идеи текста происходит через содержательный план, в котором переплетаются различные факты и пересекаются различные точки зрения на совершающееся. Сочетание «плоды просвещения», состоящее из двух компонентов, имеет денотативное и коннотативное значение. Денотативное значе­ ние сочетания противопоставлено тому значению, которое содержит­ ся во втором компоненте. Всвязи сэтим возникает скрытая смысловая оппозиция: просвещение - невежество. Данный языковой и смысло­ вой эффект обусловлен употреблением лексемы «просвещение» с лек­ семой «плоды». При употреблении слова «плоды» с наименованием дерева, расте­ ния, например, «плоды шиповника», образуется сочетание, функци­ онирующее в научной сфере. С формальной точки зрения лексема «просвещение» входит в морфолого-синтаксическую парадигму слек­ семой типа «растение», но с содержательной - разрушает сложную номинацию из научной сферы и переводит ее в художественную сис­ тему. При этом денотативное значение вновь образованного сочета­ ния - «плоды просвещения» - обогащается, меняется на противо­ положное и в нем появляется коннотативное значение, т.е. оценочное 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=