ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

В.М.Глухов Ростов-на-Дону ЭПИТЕТ У «РАННЕГО» И «ПОЗДНЕГО» Л.Н.ТОЛСТОГО Повести «Казаки» (1852) и «Хаджи-Мурат» (1906) избраны для анализа потому, что полувековой временной «перерыв» дает воз­ можность проследить за развитием творческой манеры Л .Н.Тол­ стого. Из повестей при сплошной выборке авторской речи извлечено по 700 примеров употребления словосочетаний с прила­ гательными. Одиночных определений в «Казаках» - 438, в «Хаджи- Мурате» - 422. В «Казаках» Л.Н.Толстой употребил собственно эпитетов 25, в «Хаджи-Мурате» - 40. Кроме того, эпитеты различаются и тем, что коннотированные прилагательные сочетаются со словами, называю­ щими предметы, окружающие героев повести «Казаки», ср.: «золотые оклады», «замерзшая карета », «веселая весна», «нежные очертания гор», «курчавые облака». И лишь несколько примеров типа «покорные глаза», «воинственная и гордая осанка», «тонкая усмешка». Ср. определяемые слова при эпитетах в «Хаджи-Мурате»: «быст­ рые глаза», «безжизненные глаза», «бараньи глаза», «смородинные глаза», «холодное выражение (лица)», «сияющая улыбка», «спокой­ ная гордость и веселость», «добродушная улыбка», «тонкий, прият­ ный ум», «лисье лицо», «тупое лицо», «безжизненные глаза», «без­ жизненный взгляд царя», «холодный, безжизненный взгляд», «равно­ душный голос». Здесь иной, чем в «Казаках», эпитет: он смещен с природы на человека. Это обстоятельство определило направление поиска. В авторской речи взяты за основу анализа портретные характеристики дядя Брош­ ки и Хаджи-Мурата. Оба смелые, отчаянные мужчины, положитель­ ные герои. Анализ примеров показывает: различия в выборе прила­ гательных определяются не количеством их использования (в порт­ ретной характеристике Ерошки употреблено 25 определений, в «Хад­ жи-Мурате» - 28), не их тематической сферой. Все прилагательные - общеупотребительные слова, взятые в своих номинативных, некон- нотированных, значениях. Однако и в этой части примеров различия заключены не в опреде­ лениях, а в определяемых словах. Именно их выбор и дает в резуль­ тате две непохожих друг на друга портретные характеристики. Ср. определяемые слова в портрете Ерошки: рост, плечи, борода , плечи, грудь, голос, лицо, спина, лицо, борода, трещины (т.е. морщины), мышцы, складки (морщины), руки, взгляд, ноги, рука, голова, паль­ цы, ноги, пальцы, голос, ноги, пальцы, ноги, ноги. Интеллект героя дан только в слове взгляд. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=