ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

рита произведения, богатства и выразительных возможностей сопо­ ставляемых языков. А.Д.Зверсв Елец СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСЛЕ БАЛА» В рассказе Л.Толстого «После бала» повествование ведется от пер­ вого лица, рассказчика Ивана Васильевича. В качестве авторского обрамления выступает очень краткое повествование от лица его слу­ шателей. Повествовательная речь Ивана Васильевича имеет два пла­ на изложения: первый план - это рассказ старого человека о том, что было с ним в прошлом, второй план - рассказ того же повествователя, однако в формах и выражениях, характерных для студента, молодого человека, о котором идет речь. Оба плана и авторская речь местами переплетаются. Первому плану полностью соответствует сказовая форма изложе­ ния со своими стилистическими особенностями, второму плану - обычная авторская речь от первого лица, которая местами включается в сказовую форму, получая многие ее стилевые признаки. Сказовая форма повествования в рассказе «После бала» отличает- ся последовательным употреблением глаголов в форме прошедшего времени, обратным порядком слов («был я в то время»; «танцевал я хорошо...»). Во втором плане повествования (речь молодого Ивана Васильевича) преобладает прямой порядок главных членов предло­ жения («отец Вареньки был очень красивый ...старик»; «мазурка кон­ чилась...») . Форма сказа диктует использование в рассказе элементов разговорного языка - как лексических, так и грамматических: просто­ речия, частицы «да» в качестве знака продолжения речи, вводных слов, присоединительных конструкций, глаголов настоящего времени в значении прошедшего и др. Независимо от планов повествования характерными особенностя­ ми стиля рассказа в целом являются: использование приема противо­ поставления, а также антонимических сочетаний; частое обращение к лексическому повторению слов, особенно на стыке абзацев или реплик в диалоге; своеобразное «запретное скопление» одинаковых или однокоренных слов и др. Относительно редко в анализируемом произведении встречаются синонимы. Можно спорить с А.В.Степано­ вым, который этот факт связывает исключительно со сказовой фор­ мой повествования. Обращение к другим произведениям писателя свидетельствует о том, что надобность в частом употреблении сино­ нимов у него отпадает из-за приема повторения слов, точно отража­ 80

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=