ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Но есть ситуации, в которых творение добра прорывает какие-либо привычные рамки. В радикальном самопожертвовании помощь - для того, кто ее оказывает - носит окончательный характер, она выражается в жертвовании самим собой, своим состоянием, своими жизненными органами, наконец, своей жизнью. В случае, когда жерт­ ва исключительна, не принято спрашивать того, кому она оказывает­ ся, о согласии эту жертву принять. Подобный вопрос можно было бы расценить как скрытое стремление напроситься на отказ, а само пред­ ложение - как ухищрение с целью успокоить совесть. Радикальное самопожертвование нередко совершается в обстоятельствах, когда ни вопросы, ни обсуждения неуместны. Но когда они уместны, их не следует игнорировать. Такое необратимое средство, как радикальное самопожертвование, не должно стать источником нравственной фру­ страции тех, ради кого была принесена жертва. Е.Д.Мелешко Тула ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Роман «Анна Каренина», несмотря на его внешне пессимистичес­ кую фабулу, является, пожалуй, наиболее жизнеутверждающим произведением Толстого. В этом произведении Толстому удалось осуществить беспрестанно преследующую его мысль: ввести чувст­ венную любовь (наиболее животную в человеке страсть) в мир нрав­ ственных чувств. В этом скрывалось, прежде всего, желание Толстого разомкнуть круг родового отчуждения, ощущаемого как страх смерти и как бессмысленность жизни. В «Анне Карениной» Толстой дошел до обоготворения чувственной любви, сведя ощуще­ ние отцовства к вере в бога. Чувственная любовь оказалась той осью, вокруг которой вращаются основные события романа. Она приводит к решению вопроса о смысле жизни и снятию родового отчуждения. Но Толстой то ли сам не в полной мере осознавал значение некото­ рых нравственно-философских идей романа, то ли, разочаровавшись в дальнейшем в возможностях чувственной любви, оставил разработ­ ку этой темы, даже не пытаясь придать этим своим мыслям система­ тического нравственно-философского характера. Чувственная любовь в его моралистических и религиозных сочинениях всячески третируется и называется половой похотью. Вот одно из характерных высказываний позднего Толстого, без устали варьируемое им в рабо­ те «Что такое искусство?» (1897): «С тех пор как стоит мир, со времен Троянской войны, возникшей из-за половой распущенности, и до самоубийств и убийств влюбленных, о которых печатается почти в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=