ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Но есть ситуации, в которых творение добра прорывает какие-либо привычные рамки. В радикальном самопожертвовании помощь - для того, кто ее оказывает - носит окончательный характер, она выражается в жертвовании самим собой, своим состоянием, своими жизненными органами, наконец, своей жизнью. В случае, когда жерт ва исключительна, не принято спрашивать того, кому она оказывает ся, о согласии эту жертву принять. Подобный вопрос можно было бы расценить как скрытое стремление напроситься на отказ, а само пред ложение - как ухищрение с целью успокоить совесть. Радикальное самопожертвование нередко совершается в обстоятельствах, когда ни вопросы, ни обсуждения неуместны. Но когда они уместны, их не следует игнорировать. Такое необратимое средство, как радикальное самопожертвование, не должно стать источником нравственной фру страции тех, ради кого была принесена жертва. Е.Д.Мелешко Тула ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ РОМАНА Л.Н.ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» Роман «Анна Каренина», несмотря на его внешне пессимистичес кую фабулу, является, пожалуй, наиболее жизнеутверждающим произведением Толстого. В этом произведении Толстому удалось осуществить беспрестанно преследующую его мысль: ввести чувст венную любовь (наиболее животную в человеке страсть) в мир нрав ственных чувств. В этом скрывалось, прежде всего, желание Толстого разомкнуть круг родового отчуждения, ощущаемого как страх смерти и как бессмысленность жизни. В «Анне Карениной» Толстой дошел до обоготворения чувственной любви, сведя ощуще ние отцовства к вере в бога. Чувственная любовь оказалась той осью, вокруг которой вращаются основные события романа. Она приводит к решению вопроса о смысле жизни и снятию родового отчуждения. Но Толстой то ли сам не в полной мере осознавал значение некото рых нравственно-философских идей романа, то ли, разочаровавшись в дальнейшем в возможностях чувственной любви, оставил разработ ку этой темы, даже не пытаясь придать этим своим мыслям система тического нравственно-философского характера. Чувственная любовь в его моралистических и религиозных сочинениях всячески третируется и называется половой похотью. Вот одно из характерных высказываний позднего Толстого, без устали варьируемое им в рабо те «Что такое искусство?» (1897): «С тех пор как стоит мир, со времен Троянской войны, возникшей из-за половой распущенности, и до самоубийств и убийств влюбленных, о которых печатается почти в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=