ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Р.Г.Апресян Москва ДОБРО И НАСИЛИЕ Должна ли благотворительная деятельность принимать во внима ние только благо другого, или же она должна непременно учитывать и его мнение о собственном благе, желание получить помощь? Вопрос этот имеет и другую сторону: допустимо ли благодеяние помимо или вопреки воле того, на кого оно направлено - иными словами, позво лительно ли насилие во имя добра ? В истории этико-гуманистической мысли не было мыслителя, ко торыйбы считал, что нужно отказаться от совершения добра другому, если тот из-за непонимания собственного блага не хочет принять благодеяния. Мнения расходились относительно того, как в таком случае возможно благодеяние и каковы задачи благодетеля. В реше нии этого вопроса можно выделить два подхода - «утилитаристский» и «гуманистический». Согласно первому, благо следует творить, ка когобымнения благодетельствуемый ни придерживался - в конечном счете он поймет, что другие желают ему добра. Так думал, в частно сти, Платон: насилие оправдано и во врачевании, и в воспитании, и в управлении, когда «силой навязывается лучшее». Правда, философ исходил из того, что врачуют, воспитывают и управляют мудрейшие в государстве и они лучше знают, в чем заключается благо людей. Согласно «гуманистическому» подходу, в творении добра следует ориентироваться на того, кому дается попечение, и учитывать его интересы, однако проявляя при этом необходимую настойчивость в отношении его же. Другой вопрос, какими ценностями обосновывает ся эта настойчивость: старается ли благодетель отстоять именно свое понимание блага, потому что оно его, или целью деятельности явля ется благо другого само по себе? У темы «добро и насилие» есть и другой аспект - мера допустимого или приемлемого благодеяния. Хотя во все времена благодеяние рас сматривалось как выражение душевной щедрости человека, этот вопрос постоянно волновал философов-моралистов. «Для каждого надо делать столько, - полагал, например, Цицерон, - сколько, во- первых, ты сам можешь выполнить; во-вторых, сколько тот, кого ты любишь и кому помогаешь, может взять на себя». Это рассуждение как бы продолжает Кант: «Хотя нет нормы, устанавливающей вели чину блага, коимдолжно пожертвовать радидругого, но можно пред положить, что самопожертвование не должно переходить ту черту, за которой благодетель сам становится объектом благодеяния, т.е. нуждающимся».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=