ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Толстой считал, что «насущнейшая потребность русского народа есть народное образование». Образование необходимо, чтобы спасти «Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». 2. Первая школа в Ясной Поляне была создана, по свидетельству Толстого, в 1849 г. Однако о деятельности этой школы у нас нет почти никаких сведений. В 1859 г. в Ясной Поляне вновь открыва­ ется школа, просуществовавшая до осени 1863 г. Много времени и внимания уделял Толстой этой школе. 7 августа 1862 г. он пишет А.А.Толстой: «Вы знаете, что такое была для меня школа, с тех пор, как я открыл ее, это была вся моя жизнь, это был мой монастырь, церковь, в которую я спасался и спасся от всех тревог, сомнений и искушений жизни». 3. В начале 60-х годов педагогическая деятельность Толстого вы­ ходит за пределы Ясной Поляны и принимает более широкий харак­ тер. Это было связано с его работой в качестве мирового посредника IV участка Крапивенского уезда, которая продолжалась с мая 1861 по апрель 1862 г. Закон 19 февраля 1861 г. предоставлял широкие права мировым посредникам. Они должны были разрешать споры, неизбежно возни­ кавшие между крестьянами и помещиками, на них возлагался конт­ роль за деятельностью избираемых крестьянами сельских и волост­ ных учреждений. Толстой был уверен, что освобождение крестьян от крепостной зависимости усилит их тягу к образованию. «Потребность образо­ вания, - писал он, - только что начинает свободно зарождаться в народе. Народ после Манифеста 19 февраля везде выразил убежде­ ние, что ему необходима теперь большая степень образования, что для приобретения этого образования он готов делать известные пожертвования». Толстой развертывает энергичную работу по открытию крестьян­ ских школ в своем мировом участке. Он старался привлечь к этому делу сельские и волостные органы крестьянского управления, на ко­ торые возлагалась обязанность «учреждения волостных училищ» и «обучения грамоте». В короткий срок в участке Толстого было организовано значи­ тельное число школ. Если весной 1861 г., к началу его посредничес­ кой деятельности в IV мировом участке, по словам Толстого, «не было ни одной школы, исключая яснополянскую, то к осени воз­ никла 21 школа». 4. Большое внимание Толстой уделял подбору учителей. Прежде чемсоздаватьшколу, считал он, необходимо найтихорошего учителя. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=