ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

позволило критику обратить внимание на эпический размах творчес­ тва Толстого. Свидетельства успеха статьи - бурная реакция современников и высокая оценка исследователей последующего времени, вплоть до последних лет (Н.Н.Гусев, Э.Г.Бабаев). М.С.Чернова Минск, Беларусь С.Н.БУЛГАКОВ О Л.Н.ТОЛСТОМ В литературно-критических выступлениях и статьях С.Н.Булга­ кова, выдающегося деятеля религиозно-культурного ренессанса, о Л.Н.Толстом можно выделить три главных проблемы: «Толстой и освободительное движение», «Этический идеал Толстого», «Творчес­ кая индивидуальность Толстого». Булгаков считал, что как писатель, художественно отразивший все противоречия современной ему рус­ ской действительности, Толстой по-своему участвовал в освободи­ тельном движении. Как проповедник идеи «неучастия во лжи», призывавший к самоустранению от политической жизни страны, он нарушал не только гражданский, но и христианский долг. «Социаль­ ный нигилизм» Толстого явился результатом его «религиозного ниги­ лизма», который имел как объективные, так и субъективные причины. Искажение образа Христа и христианского идеала в учении Толстого Булгаков расценил как отражение главной особенности эпо­ хи, суть которой - переоценка норм, принципов и ценностей, устояв­ шихся в русской духовной культуре. Однако устремленность этических исканий Толстого к добру доказывала, по убеждению Бул­ гакова, ошибочность отлучения «яснополянского старца» от право­ славной церкви. Главный грех Толстого критик усмотрел в отказе от «божествен­ ного дара таланта», в его «эстетическом нигилизме». «Эстетический эксперимент» (термин Э.Г.Бабаева) позднего Толстого, попытавше­ гося в одном лице соединить художника и проповедника, Булгаков расценил как не только неудачный, но и «кощунственный». Ревизия исторического христианства и создание религии «человекобожия» Толстым-мыслителем привели в итоге к разрыву триединой связи, составляющей основу его художественной индивидуальности: фило­ соф, психолог, гуманист, что поставило под сомнение реалистические тенденции в его творчестве. Выводы Булгакова доказывают, что любые идеологические уста­ новки: классовые, партийные или философско-религиозные, как в данном случае, - ведут к субъективным и односторонним оценкам такого сложного явления, как Толстой.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=