ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

21 июня 1900 г. в обращении к американскому народу имя Гарри­ сона он упоминает первым в «блестящей плеяде» американских пи­ сателей. С.Г.Микушкина Тула ТЕМА ПУТЕШЕСТВИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО И Н.С.ЛЕСКОВА Во второй половине XIX в. тема или мотив путешествия, странни­ чества оказываются притягательными для многих русских писателей, художественно воплощая духовные устремления эпохи. Отечествен­ ные исследования, специально посвященные этой теме, пока немно­ гочисленны, но конкретных наблюдений при анализе творчества того или иного писателя сделано немало. Вразнообразных вариантах, еще не изученных во всей их полноте, тема путешествия, странничества пронизывает многие произведения Л.Н.Толстого и Н.С.Лескова. Одно из наиболее характерных для них обращений к этой теме, связанной с образом дороги, вызвано сближа­ ющим обоих писателей подходом к некоторым проблемам религиоз­ но-нравственных исканий человека: веры «живой» и веры «мертвой», праведничества подлинного и мнимого, гордыни и смирения. В двух особенно родственных друг другу по проблематике и кругу идей произведениях Л.Н.Толстого и Н.С.Лескова - повестях «Отец Сергий» и «Скоморох Памфалон» - путь каждого из главных героев в определенном географическом пространстве становится важнейшим звеном их многотрудного духовного пути. Дорога, преодолеваемая пешком, оказывается в этом случае и мерой решимости, готовности двух уже немолодых людей познать истину, выйти из тупиков отчая­ ния, вызванного гордостью собственной святостью, нравственной ис­ ключительностью. Мотив пути-дороги, ведущей о.Сергея и Ермия от привычного существования, от пространственно замкнутого мира на простор бы­ тия, к своим спасителям - безвестным праведникам, затерянным в глубинах житейского моря, может быть осмыслен как знак доверия к таинству самой жизни, ее неисчерпаемости в проявлениях не только зла, но и добра: «ищите, и обрящете». Дорога, пройденная о.Сергием и Ермием, ведет их к духовному воскресению. У Н.С.Лескова в финале повести-легенды этот мотив усилен фантастической картиной вознесения, полета Ермия и Пам- фалона, уже после их смерти, в «огромном пространстве», на «высо­ те», в «несказанном свете». Путь земной продолжает путь небесный, на котором оба они уравниваются как праведники. У о.Сергия даль­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=