ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
21 июня 1900 г. в обращении к американскому народу имя Гарри сона он упоминает первым в «блестящей плеяде» американских пи сателей. С.Г.Микушкина Тула ТЕМА ПУТЕШЕСТВИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО И Н.С.ЛЕСКОВА Во второй половине XIX в. тема или мотив путешествия, странни чества оказываются притягательными для многих русских писателей, художественно воплощая духовные устремления эпохи. Отечествен ные исследования, специально посвященные этой теме, пока немно гочисленны, но конкретных наблюдений при анализе творчества того или иного писателя сделано немало. Вразнообразных вариантах, еще не изученных во всей их полноте, тема путешествия, странничества пронизывает многие произведения Л.Н.Толстого и Н.С.Лескова. Одно из наиболее характерных для них обращений к этой теме, связанной с образом дороги, вызвано сближа ющим обоих писателей подходом к некоторым проблемам религиоз но-нравственных исканий человека: веры «живой» и веры «мертвой», праведничества подлинного и мнимого, гордыни и смирения. В двух особенно родственных друг другу по проблематике и кругу идей произведениях Л.Н.Толстого и Н.С.Лескова - повестях «Отец Сергий» и «Скоморох Памфалон» - путь каждого из главных героев в определенном географическом пространстве становится важнейшим звеном их многотрудного духовного пути. Дорога, преодолеваемая пешком, оказывается в этом случае и мерой решимости, готовности двух уже немолодых людей познать истину, выйти из тупиков отчая ния, вызванного гордостью собственной святостью, нравственной ис ключительностью. Мотив пути-дороги, ведущей о.Сергея и Ермия от привычного существования, от пространственно замкнутого мира на простор бы тия, к своим спасителям - безвестным праведникам, затерянным в глубинах житейского моря, может быть осмыслен как знак доверия к таинству самой жизни, ее неисчерпаемости в проявлениях не только зла, но и добра: «ищите, и обрящете». Дорога, пройденная о.Сергием и Ермием, ведет их к духовному воскресению. У Н.С.Лескова в финале повести-легенды этот мотив усилен фантастической картиной вознесения, полета Ермия и Пам- фалона, уже после их смерти, в «огромном пространстве», на «высо те», в «несказанном свете». Путь земной продолжает путь небесный, на котором оба они уравниваются как праведники. У о.Сергия даль 62
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=