ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
бы этот «вторичный» романтизм должен быть чужд Толстому, однако все обстоит гораздо сложнее. В оценке поэзии Хомякова Толстой остается верен своим эстетическим принципам. Он выделяет только те стихотворения, которые можно отнести к чисто художественным, пропуская все, что содержит общественный пафос, что отзывается декларацией, Толстой выделяет наиболее тонкие по живописности фрагменты. Лирику Хомякова он прочитал как лирик и, в то же время, как христиански чувствующий и мыслящий человек. И.Е.Бабушкина Москва ИДЕЯ БРАТСТВА ЛЮДЕЙ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ТВОРЧЕСТВА Л.Н.ТОЛСТОГО И ЛИТЕРАТУРЫ США Творчество Толстого являлось и является по сей день мощным импульсом, помогающим нам осознавать необходимость братского единения людей в противовес тем общественным тенденциям, которые отдаляют нас от жизни согласно законам «ноосферы» (акад.В.И.Вер надский) и грозят непоправимыми последствиями. Идея братства людей в контексте взаимосвязи творчества Толстого и литературы США мало изучена. Однако в период жизни Толстого можно выделить как бы два слоя в этом процессе взаимодействия данных национальных культур. Один из них связан с теми писателя ми и философами США середины XIX в., которых Толстой назвал «блестящей плеядой». Находя в их творчестве идеи, созвучные своим убеждениям, и пропагандируя их, Толстой, тем не менее, из всех американских писателей к концу жизни выделил Уитмена. По свиде тельству Д.Маковицкого, в 1907 г. Толстой сказал об Уитмене: «Он очень мало известен в России, а он значительнее всех». Судя по отчеркнутым в книге стихотворений Уитмена строкам, Толстого больше всего привлекало воспевание Уитменом чувств дружбы и люб ви между людьми. Если этот слой взаимодействия двух культур являлся их взаимо- обогащением, то другой слой связан с благотворным влиянием Тол стого на молодых писателей США, сформировавшихся как романисты уже на рубеже столетий. К этому времени вместо уитменовской идеи братства людей на авансцену вышла модная философия позитивизма, в частности, социологические взгляды Г.Спенсера, которые, каза лось, подтверждали справедливость империалистической практики США тех лет и как бы возводили в pain вечного закона жизни эгоисти ческий «закон джунглей». Для многообещающих писателей Америки (Норрис, Драйзер, Лондон) Толстой был не только идеалом писате 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=