ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
ных опасностей, стало заложником созданных им же самим колос сальных средств разрушения, которые способны трансформировать единичное насилие, частное зло во всеобщую непоправимую катаст рофу. Сегодня отрицательный исторический результат —например, гибель всего живого на Земле из-за применения ядерного оружия — может стать не средней составляющей, не параллелограммом сил, а прямым следствием частной злой воли. Мировой разум, если бы он существовал и хотел как раньше благоволить людям, должен был бы теперь обеспечивать гармонию индивидуальных целей и общезначи мых результатов не в конечном счете, не в суммарном итоге, а в конкретности единичных сознательных усилий. Он должен был бы держать под контролем не только всю картину, всю историческую панораму в целом, но и каждый ее отдельный фрагмент, каждый значимый эпизод. Говоря иначе, мировой разум должен был бы сбли зиться, совпасть с человеческим разумом. Но это как раз означает, что измениться должен человеческий разум, прежде всего в своем отно шении к злу и насилию, что он должен взять на вооружение ту пози тивную, созидательную установку, которая в предшествующей истории обнаруживалась иррационально, стихийно, независимо от него или даже вопреки ему. Дело в том, что расхождение целей и результатов в истории может иметь одно вполне доступное рацио нальному постижению и практическому воздействию объяснение - оно является продолжением и в этом смысле следствием того убежде ния, той человеческой практики, которые основаны на использовании насилия и других низких средств во имя высоких целей, на стремле нии искоренить зло злом. Самое слабое, уязвимое место современной цивилизации - это противоестественное сочетание универсальных производительных сил каждый раз с локальным, многократно (национально, региональ но, социально и т.д.) ограниченным мировоззрением, компьютерной технологии с пещерной этикой. Нависшая над человечеством гло бальная опасность - ядерная, экологическая, демографическая, ант- рбпологическая и другие —поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды», или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей сте пени актуальный исторический смысл.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=