ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Л.Н.Розанова Винница, Украина Л.Н.ТОЛСТОЙ И ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ Одним из самых стойких заблуждений историков еврейской литера­ туры Российской империи второй половины XIX-начала XX вв. было отрицание ее глубиннойсвязи с национальнымилитературамиифольк­ лором тех местностей, ще проживали в большинстве своем еврейские писатели: украинской, белорусской и в особенности - российской. Например, самыми «серьезными» научными результатами сравне­ ния еврейской литературыс русской были определениятипа: А.Гольд- фаден - «еврейский Островский», Ш.Этингер - «еврейский Крылов», И.-ИЛинецкий - «еврейский Помяловский» и т.д. Сегодня делаются первые шаги в сопоставлении творчества Менделе Мойхер-Сфорима и И.С.Тургенева, Шолом-Алейхема и Н.В.Гоголя. Однако до сих пор не было еще попыток изучения контактов как на личном, так и на творческом уровне великого писателя земли русской Л.Н.Толстого и великого еврейского писателя Шолом-Алей- хема. То, что творчество каждого из них стало вершиной не только национальной, но и мировой литературы, не нуждается в специаль­ ном доказательстве. Сведений же о личных контактах или о каком- либо прямом влиянии одного писателя на другого в нашем литера­ туроведении до сих пор не было. Поэтому мы хотим остановиться на обнаруженной нами истории переписки Толстого и Шолом-Алейхема, прокомментировать ее и те последствия, которые она вызвала. Второй задачей является доказательство непосредственного влия­ ния романа Л.Н.Толстого «Воскресение» на роман Шолом-Алейхема «Кровавая шутка», не вошедший ни в одно из полных собраний сочи­ нений еврейского писателя, практически не известный широкой чи­ тающей публике и вновь опубликованный (впервые с 1928 г.) на русском языке в 1991 г. Переписка двух национальных гениев была вызвана происшед­ шим в 1903 г. первым на территории Российской империи кровавым еврейским погромом в Кишиневе. Толстой, изучивший уже в зрелом возрасте древнееврейский язык, выступивший в свое время в защиту Дрейфуса, был одним из первых русских писателей, к которому обратился за помощьюв создании сборника «Хилф»Шолом-Алейхем 27 апреля 1903 г. (всего нами насчитывается 14 писем еврейского художника слова). В одном из ответных писем Толстой прямо обвинил в организации еврейских погромов русское правительство и, в конце концов, пере­ слал в адрес сборника три новых сказки. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=