ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
очень ярко (и особенно Бородино) в «Войне и мире». Подобно Толсто му, Хемингуэй, прибывший на итальянский фронт летом 1918 года, смог дать несравненное изображение катастрофы при Капоретто (1917) в романе «Прощай, оружие!». В «Колоколе» Хемингуэй описал борьбу партизанского отряда, хотя и не был в фашистском тылу. Подобно Толстому, Хемингуэй отвергал ложную романтизацию и героизацию войны, как и автор «Войны и мира», фиксировал худо жественное внимание не только на боевых действиях, но и на бытовой стороне войны. Любя «Войну и мир» за «удивительно глубокое изображение войны и народа», Хемингуэй не принимал историко-философских отступле ний в романе, «тяжелое мессианское мышление» Толстого. Переклич ки с русским писателем в романе Хемингуэя «По ком звонит колокол», который критики считают его наиболее «толстовским» произведени ем, многообразны. Подобно Толстому, Хемингуэй в «Колоколе» акку мулирует богатейший жизненный материал: военные операции, политику, быт, любовь, делает экскурсы в историю, раздвигает гео графические рамки повествования. Новые задачи позволили Хемингуэю создать своеобразный эпос - лирический. Как и Толстой, Хемингуэй вводит в роман реальных исторических персонажей. Документально-точные события у обоих писателей дополнены авторской фантазией. Как и Толстой, Хемин гуэй питает особый интерес к теме смерти. Ассоциации с автором «Смерти Ивана Ильича» вызывают и рассказ Хемингуэя «Снега Ки лиманджаро», и финал «Колокола», и предсмертные размышления Роберта Джордана. Все это подтверждает справедливость слов И.Эренбурга: «Я не мыслю Хемингуэя без Льва Толстого», равно как и столь же точной мысли Юрия Олеши: «На дне творчества Хемингуэя виден свет Толстого». Е.Ф.Шефер Екатеринбург ПРИТЧЕВЫЕ МОТИВЫ В РАССКАЗАХ Л..Н.ТОЛСТОГО И Э.ХЕМИНГУЭЯ (К ПРОБЛЕМЕ ТИПОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА) Притчевые мотивы в рассказах Толстого и Хемингуэя - один из важных аспектов проблемы типологии их творчества, до сих пор фак тически не изученной. Хемингуэя всегда интересовал феномен Толстого, влияние кото рого он ощущал и нередко подчеркивал. Это влияние объясняется прежде всего общностью их взглядов на искусство, на жизнь. Глав ным законом их творчества была правда, главным стимулом - любовь 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=