ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

логическом, семантическом, лингвистическом, коммуникативном и психологическом контекстах. При обращении к феномену Л.Н.Толстого, чье творчество и ста­ новление как гениального литератора происходило на почве пробле­ мы понимания, происходит акцентирование внимания на авторской позиции и ассоциативном восприятии ценностей автора и героя, их характеров. Отсюда - глубокий психологизм произведений и конф­ ликтность собственной жизни. Для Толстого понимание сознания и личностного бытия оказалось возможным через литературу, текст. Событие жизни текста (его под­ линная сущность) всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов. Не случайно М.М.Бахтин, подразумевая присутствие ав­ тора в герое, отмечал: «Там, где в героя внесена нравственная вина и ответственность, он перестает совпадать с самим собою». Посредством слова мысль не столько передается воспреемнику, сколько пробуждает в нем собственную мысль. Их совпадение и есть результат отношения, которое характеризуется термином «по­ нимание». Выразить самого себя (в тексте) - это значит сделать себя объектом для другого и для самого себя («действительность сознания»). Увидеть и понять автора произведения - значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, т.е. другой субъект. При понимании при­ сутствуют два сознания, и они в определенной мере диалогичны. Можно ли найти к человеку и его жизни иной подход, кроме создава­ емых им знаковых текстов? Физическое действие может быть понято как поступок, но нельзя понять поступок вне знакового выражения: объяснение, исповедь, признание... Понимание - результат и предпосылка межчеловеческого обще­ ния как характеристики человеческого бытия и деятельности. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=