ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

А.А.Гусейнов Москва ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ НАСИЛИЯ И НЕНАСИЛИЯ НА ИСХОДЕ XX ВЕКА С точки зрения соотношения насилия и ненасилия наша эпоха, излет века и тысячелетия, представляет собой очень опасную, критическую точку. В реальном историческом процессе в целом ненасилие превалиро­ валонаднасилием, былопреобладающейтенденцией. Еслибыэтобылоне так, то человечество бы уже не существовало, подобно тому как в доста­ точнодолгойперспективенеможетсохранитьсягород, вкоторомколичес­ тво домов, сгорающих в пожаре, превышает количество вновь возведенных зданий. Имыможемвполнеповторитьвследза Ганди: «Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен». Вообщечеловеческоебытиевозможнолишьвтоймере, вкакой ненасилие превалирует над насилием. Однако такой благоприятный для человечества баланс ненасилия и насилия не является законом, он в зна­ чительноймере был гарантирован слабостьюразрушительных средств. Исторический процесс характеризуется расхождением замыслов и результатов человеческой деятельности. Это известный факт. Речь идет не об ограниченности познавательных возможностей, не позво­ ляющих заглянуть далеко в будущее и рассчитать возможные послед­ ствия тех или иных действий. Речь идет о расхождении, которое характеризуется оборачиваниемнравственного смысладеятельности. Рассмотрим ситуацию, когда, как будто бы, зло ведет к добру, когда исторические действия выстраиваются в такую хронологическую цепь, что насилие, жестокость предшествуют процветанию и как бы становятся причинами последних. Исторический результат всегда яв­ ляется параллелограммом сил, сил разнородных, разнонаправлен­ ных, большей частьюконфликтующих между собой; вследствие этого сам результат трудно бывает предвидеть и совсем невозможно целе­ направленно реализовать. История в этом смысле иррациональна, недоступна сознательно регулируемому воздействию (речь идет, ра­ зумеется, об историческом процессе в целом, а не о тех или иных его фрагментах). Отсюда философы сделали вывод, что в истории дейст­ вует некая надчеловеческая сила, которую одни назвали провидени­ ем, другие - объективной закономерностью, третьи - мировым разумом. Это позитивная сила, которая благоволит человеку и все устраивает таким чудесным образом, что даже многообразные част­ ные деструкции складываются в единое общее благо. В настоящее время, однако, тезис философии истории о мировом разуме, объективной закономерности или божественном провидении оказывается под сомнением: человечество вступило вполосу глобаль­ 5

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=