ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТРАКТАТЫ Л.Н.ТОЛСТОГО И ЕГО РОМАН «ВОСКРЕСЕНИЕ» Религиозно-философские трактаты занимают в толстоведении особое место. Написанные в период перелома, они рассматриваются прежде всего как выражение нового мировоззрения писателя (Д.С.Мережковский, В.Ф.Асмус, Л.З.Немировская). На связь трак татов с другими произведениями позднего Толстого указывается, главным образом, лишь в плане содержания (Е.Н.Купреянова, К.Н.Ломунов, В.А.Жданов). Нам представляется целесообразным рассматривать трактаты не только как идейную, но и как творческую лабораторию писателя, необходимую для создания его последнего романа. Новое видение мира требовало и новых форм для своего воплоще ния. Трактаты, наряду с умозрительными рассуждениями включав шие и развернутые художественные картины, предоставляли возможность для разработки тех художественных форм, которые впоследствии определили поэтику «Воскресения». Таковы прием контраста, прием «остранения», пафос отрицания; непосредственно к трактатам восходят некоторые описания и сатирические портреты «Воскресения», а также композиция романа, включающая те же эле менты, что и большинство трактатов: 1) рассказ о единичной судьбе, зашедшей в тупик; 2) пересмотр решений проблемы, предлагаемых «учением мира», их несостоятельность; 3) прозрение тотальной искаженности человеческого бытия; 4) обретение истины в Нагорной проповеди Христа. Таким образом, работа над религиозно-философскими трактата ми, шедшая параллельно с вынашиванием и воплощением замысла романа «Воскресение», во многом определила как содержательную, так и формальную стороны этого произведения. Т.А.Морозова Тула ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ГЕРОЯ У Л.Н.ТОЛСТОГО Проблема понимания принадлежит к числу таких междисципли нарных проблем, которые вследствие своей сложности и многогран ности являются предметом анализа одновременно в нескольких областях научного познания: методологическом, гносеологическом, О.В.Журина Санкт-Петербург 49
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=