ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
О ФОРМИРОВАНИИ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ» ОБРАЗЕ-ТИПЕ (ПЛАТОН КАРАТАЕВ Л.Н.ТОЛСТОГО) Проблема типического при изучении эпопеи «Война и мир» со прикасается с мировоззрением автора, которое влияет на соотноше ние эстетики и поэтики в художественном образе. В литературном типе содержится «усиленное, гиперболическое воплощение свойств художественно познаваемой реальности» в свете эстетического иде ала писателя с тенденцией абсолютизации всеобщего принципа в индивидуальном. В образе-типе всегда подчеркивается «всеобщее» типического характера». Поэтому «каждый тип - типический харак тер, но не наоборот» (Левидов, 1983). Благодаря интегративно-суг гестивным особенностям своей фактуры «положительный» образ-тип оказывается непосредственно связанным с ценностными ориентаци ями создателя. Образ Платона Каратаева наполняется в эпопее «Война и мир» глубоким «положительным» философским смыслом в свете «мысли народной, вследствие войны 12-го года», утверждает «вечные» ценно сти бытия, простоту и правду народной жизни, крестьянского «мира», природно-естественного, «роевого» начала в противовес вычурности, искусственности образа жизни «света», всяким индивидуалистичес ким, эгоистическим амбициям и притязаниям отдельных личностей. Учащиеся вникают в текст эпизодов, характеризующих взаимоотно шения Пьера Безухова с Платоном Каратаевым (т.4, ч.2, гл.11-14; ч.З, гл. 12-14). При обсуждении их образы и ситуации соотносятся смировоз зрением писателя. Уясняется вопрос: почему и как крестьянин Платон Каратаев помог дворянину Пьеру Безухову обрести смысл своей жизни в альтруизме крестьянского «мира»?Школьники в устных рассуждениях и в сочинениях апробируют выводы исследователей-толстоведов: «Раз витие Пьера... закругляется Каратаевым» (С.Бочаров, 1985), «У Кара таева Пьер «выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем» вокруг себя» (Берман, 1992). Проводится сопоставление образов Плато на Каратаева и Тихона Щербатого (т.4, ч.З, гл.5). Осмысливается алле гория «сна» Пьера Безухова, история-притча, неоднократно рассказываемая Платоном Каратаевым (т.4, ч.З, гл. 15, 13). Как «рели гиозный» человек» Л.Н.Толстой «жаждал безусловного, а не условного; абсолютного, а не относительного добра» (Зеньковский, 1991), что и нашло отражение в образе Платона Каратаева. Вметодику прочтения и осмысления текста вносится вариативность в сочетании с индивиду альным и дифференцированным подходом. А.В.Дановский Москва 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=