ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Н.Г.Михновец Санкт-Петербург ЛИТЕРАТУРНЫЙ, ФОЛЬКЛОРНЫЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ В ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЗДНЕГО ТОЛСТОГО Происходящее во втором действии комедии «Плоды просвещения» обретает свой конкретный смысл для зрителя и читателя только в контексте публицистического творчества Л.Н.Толстого восьмидеся тых годов; трактат «Так что же нам делать?» особенно значим - им определяется логика сцепления рассказов действующих лиц. Единство действия не нарушается. Открывается, что два мира (господский и крестьянский) в комедии взаимодействуют - господ ский мир «заражает» мир крестьянский. Все этапы этой «болезни», рассмотренной в трактате, представлены в комедии благодаря сцеп лению образов. Эпическое естественно вплетается в драматическую ткань произведения. Разомкнута пространственная и временная про тяженность действия. Разворачивается глубинное движение внутрен него действия, оно не теряет связь с заметно ослабленной интригой. Включением образа монаха Николая, героя одного из духовных сти хов сборника П.Бессонова «Калики перехожие», в систему образов третьего действия автор уточняет исторический контекст. Проблемы времени, представшие в произведении благодаря публицистическо му, фольклорному контексту, остаются нерешенными. Благополуч ный финал в соотнесении с этими проблемами приобретает явно водевильный характер. Отмеченные контекстуальные приметы «Плодов просвещения» чаще всего не учитываются зрителем и читателем. Сложившаяся коллизия преодолевается в «Живом трупе». В контекст драмы введе ны широко известные литературные произведения. Реминисценции, связывающие пьесу с «Цыганами» А.С.Пушкина, «Анной Карениной» самого Толстого, уточняют, углубляют содержание драматического конфликта. Прямая отсылка к роману Н.Г.Чернышевского «Что де лать?» акцентирует внимание зрителя, читателя на тесной связи двух произведений - формируется общее для драматурга и воспринимаю щих знание о внутренних импульсах развития драматического дейст вия, подчеркивается полемический характер толстовской драмы по отношению к этому произведению, реминисценция же, восходящая к сказке Ш.Перро «Кот в сапогах», становится проводником авторского отношения к нему. Прямая отсылка зрителя к литературному произ ведению способствует возникновению «эффекта реальности» (Р.Барт).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=