ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

киту в двойственное положение - счастливого и безвинного перед людьми и несчастного и грешного перед Богом. Ситуация для верую­ щего трагическая, чем и порожден соответствующий ей пафос. Струк­ турное же разрешение трагической коллизии не соответствует ее пафосу и выводит пьесу Толстого на иной жанровый уровень - синтеза с комедией. Последнее покаяние Никиты перед «миром православ­ ным» есть истинная развязка надсобытийнош сюжета, развязка под­ линно счастливая, ибо она представляет собой возвращение к Богу через покаяние. Остальные герои группируются определенным образом с точки зрения подлинного или ложного понимания греха. Так, Петр и Аким - носители идеала христианской этики. Близка к ним Мари­ на, которая, покаявшись в своей вине перед мужем, заслужила прощенным грехом достойную жизнь. Герои, испытавшие «власть тьмы», тоже образуют своеобразный триптих: Акулина - Анисья - Матрена. Акулина видит «пса» и «дья­ вола» в Анисье, но сама на может избежать ее участи: она и жертва (Никиты), и палач (Анисьи и ребенка). Анисья во имя своей грехов­ ной страсти идет на преступление. Для нее главное - не грех перед Богом, а вина перед людьми, вот почему до последней сцены она идет по пути сокрытия вины взамен покаяния в грехе. На откровенное признание в финале она идет не из любви к Богу, а из страсти к мужчине, и это залог ее возможного «воскресения», уже совершенно невозможного для Матрены, полностью потерянной для Бога и для людей. Пьеса Толстого носит, безусловно, аллегорический характер, она откровенно подчинена заранее заданной идее, но, тем не менее, по­ ставленная в ней проблема вины/греха как духовного и мирского эквивалента двойной ответственности человека перед Богом и людь­ ми придает ей прорыв из аллегории и начинает подлинно философ­ ский диалог о сути этих понятий и их значении. Т.Т.Бурлакова Тула НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ Л.Н.ТОЛСТОГО «ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ СТАРЦА ФЕДОРА КУЗМИЧА» Русская история полна событий, овеянных настоящими легенда­ ми. Некоторые будоражили воображение нескольких поколений. К таким принадлежит и легенда о таинственном старце Федоре Кузми- че, личность которого даже некоторые историки идентифицировали с царем Александром I.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=