ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
В европейской литературе этого времени только Толстому (а позд нее еще и Кафке)удается сохранить ту подлинность, ту особую наив но-мудрую ментальность, которая отличает классическую притчу. Причина этого не только в широком использовании Толстым произ ведений устного творчества русского и других народов мира, при переработке которых он усиливает их «экстрактность» (предельная лексическая и синтаксическая простота, усиление логического нача ла, категоричность постулируемой идеи, открытость назидания), но и в особом мирочувствовании писателя, стремящегося постичь перво причины бытия, «вечные, общечеловеческие интересы» (Л.Толстой). Лаконизм его народных рассказов, воспринимавшийся порой как упрощенчество (Чехов, Мамин-Сибиряк) идет от, говоря словами Пастернака, «неслыханной простоты» притчи, которая «выше искус ства» (Р.Роллан). Г.А.Шестопалова Москва ИДЕИ НЕПРОТИВЛЕНИЯ В НАРОДНЫХ РАССКАЗАХ ЛЬВА ТОЛСТОГО Философия непротивления является одной из основных идей опрощения и рассматривается Львом Толстым как истинно христиан ская, а стало быть, истинно народная мысль, так как именно народ, по мнению писателя, фактом естественности своего бытия объединен с богом, и потому жизнь по-божески для него тождественна жизни по-человечески. Эти раздумья пронизывают все творчество Льва Тол стого, к ним в сложной эволюции идет он от рассказов «Утро помещи ка», «Люцерн», повести «Казаки» к роману-эпопее «Война и мир», роману «Воскресение», философским трактатам «В чем моя вера?», «Что такое религия и в чем сущность ее», «Религия и нравственность» и др. Однако настоящей художественной проповедью идей непротив ления становятся народные рассказы 80-х годов, притчевость нарица тельной концепции которых сродни в учительстве Толстого нравст венному подвижничеству и подвигу народа, которого он осознает как познавшего «в рабском виде царя небесного». Лев Толстой стремится достичь высокой степени народности в понимании demosa с позиций, подсказанных ему самой эстетикой народного logosa. Именно такая форма общения с народом, по мнению Толстого, позволит ему воплотить собственный социально-философ ский идеал и повлиять на духовную культуру современности. Про грамма писателя имела не только эстетическое значение, но и социальное, должна была вызвать большой общественный резонанс, встав рядом с апокрифической литературой и канонизированными
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=