ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
незамедлительно становился предметом критического самоанализа. Почти все наследие художника, включая дневники, письма, черновые варианты, свидетельствует о том, что Толстой всю свою жизнь пыта ется определить специфику собственного творческого «я». Более того, процесс самопостижения, с одной стороны, совпадает с тернистым путем обретения смысла жизни, восхождением к истине и богу <в итоге «истина», «бог» отождествляются с самим процессом их иска ния) , с другой - с поисками адекватных форм выражения этого дви жения. При всей изменчивости, подвижности и противоречивости толстов ская творческая мысль неизменна и стабильна в своей двойственной природе. Она может быть рационально-аналитичной, поаятийно-ло- гизированной, назидательно-риторичной и одновременно образной, изобразительной. Раздвоенность, проявляющаяся и как определен ный феномен внутреннего состояния Толстого, и как результат ос мысления внешней противоречивости, становится неизменным качеством толстовского творческого сознания, позволяющим одно временноаналитически разводить, противопоставлять и сводить, «со прягать», «сцеплять» все со всем. Взаимодействие обеих тенденций в мышлении Толстого проявляется на всех уровнях его жизнетворчест- ва. Диалектическая двойственность - смыслообразующий и формооб разующий центр внутренне подвижной, открытой системы писатель ского мышления. Двуединый процесс непосредственно-образного и понятийно-ана литического самовыражения своеобразно отражен в «Исповеди». «Ис поведь» интересна не только как автосвидетельство духовного «переворота» Толстою, не только как его первая религиозно-философ- ская книга, но и как своеобразный художественно-этический экспери мент. Документ личных толстовских исканий и прозрений предстает как уникальная творческая структура. Двойственная природа толстов ской мысли в «Исповеди» приводит к тому, что в определенный момент аналитическое начало оборачивается образной органикой, а исповеду ющийся автор при очередном переключении мысли вдруг обретает статус художественного персонажа. Собственное «я» Толстого - одно временно и повествующий субъект, напрямую обращающийся к чита телю, и объект его же творческого осмысления. Психологический момент раздвоенности, или «остановка жизни», становится отправным и универсальным. Толстой-аналитик пытается объяснить и преодолеть это состояние, Толстой-художник вновь и вновь возвращается к нему. «Исповедь» - не только длящийся на протяжении всего трактата монолог, но и диалог с самим собой. Раз нообразные по своему эмоциональному и стилистическому наполне нию диалоги «Исповеди» в основе драматургичны, так как каждый раз 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=