ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

цветовые), используются синтаксические конструкции с противи­ тельными союзами а, ной т.п. Тщательный анализ вышеназванных произведений позволяет прийти к выводу, что у молодого писателя антитеза уже исполняет самые разные функции: она может составить основу композиции по­ вести, рассказа, характеризовать натуру и поведение героя в зависи­ мости от обстоятельств и возраста, присутствовать в портрете, пейзаже, интерьере. Таким образом, художественный прием антите­ зыслужит Толстому главнымсредствомраскрытия авторского замыс­ ла и оценки изображаемых событий и персонажей. Е.В.Петровская Санкт-Петербург ПЕРЕПИСКА Л.Н.ТОЛСТОГО С ГР. А.А.ТОЛСТОЙ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ТЕКСТ Переписка Л.Н.Толстого с А.А.Толстой, продолжавшаяся 47 лет (1857-1903), рассматривается в контексте эпистолярной культуры второй половины XIX века, ее изменений, связанных с промежу­ точным положением жанра письма между «жизнью» и «литерату­ рой». Перемещение этой границы во второй половине XIX века в сторону «жизни» вместе с другими процессами в культуре приводит к разрушению структуры «дружеского письма», сложившейся в пушкинскую эпоху, актуализации в частной переписке проблем общения, самопознания, смысла человеческого существования, ак­ тивному вторжению в нее исповеди, проповеди, философского спо­ ра, публицистики. Одной из специфических черт толстовского «эпистолярного пове­ дения» является стремление к общению поверх стереотипов, задава­ емых социальной ролью корреспондента, кустановлениюотношений, основанных на искренности, интересе к подробностямдушевной жиз­ ни и частного быта. Толстой нарушает традиции и условности постро­ ения эпистолярного текста, организуя свою собственную систему эпистолярного общения. Эта система взаимодействует с другой, соз­ данной инициативой и волей, «эпистолярным поведением» коррес­ пондента, поэтому особый интерес представляют диалоги с сильным, равным партнером, каким и является для Л.Н.Толстого А.А.Толстая («...не видал я ни одной женщины, доходящей ей до колена»). Переписка Л.Н.Толстого с А.А.Толстой анализируется как цело­ стный текст, разные части которого сохраняют память друг о друге. Выявляются основные тематические узлы переписки, организуемые письмами с главным вопросом- «как жить и как умирать», с вопросом веры и неверия («религия была главным предметом наших разгово

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=