ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

логическим словом, как в романе «Воскресение», а также в повестях 80-90-х годов, в «народных рассказах», а еще ранее - в повести «Утро помещика». 5. Лаконизм выражения романного содержания возникает у Тол­ стогоблагодаря многомерности повествовательного «пространства». А сама многомерность достигается в результате особой системы «сцеп­ лений», выражающих внутреннюю жизнь. Н.И.Савилова Мичуринск ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА АНТИТЕЗЫ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО Интерес к художественным средствам воспроизведения действи­ тельности всегда был и остается продуктивным направлением в ос­ мыслении творчества любого автора. Антитеза - один из самых распространенных приемов в русской литературе, которым пользова­ лись писатели. Особенно часто к антитезе прибегал Л.Н.Толстой в зрелом и позднем творчестве, на что не раз указывали исследователи его произведений. Однако контраст играет заметную роль уже у ран­ него Толстого, хотя об этом в современном литературоведении встре­ чаются лишь отдельные упоминания. Поэтому обращение к первым литературным опытам Толстого, созданным в начале творческой де­ ятельности (трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Два гусара», «Альберт»и рассказы «Метель» и «Трисмерти»), с точки зрения использования им приема антитезы на разных художествен­ ных уровнях представляется правомерным и имеющим значительный интерес. В трилогии антитеза проходит по всем параллелям: участвует в композиции, портретных зарисовках (контраст между внешностью и вызываемым ею впечатлением юродивого Гриши, например), пока­ зывает разницу социальных положений героев, отличительные осо­ бенности каждого возраста, т.е. охватывает форму и содержание произведения. Прием контраста помогает автору наиболее полно воплотить в художественном произведении и свой замысел: несоответствие лица и сложения у первого и второго ямщика («Метель»), отношение героев к смерти, столкновение идеи правды и красоты с христианским чув­ ством («Три смерти»); несоответствие окружающей обстановки и соз­ данного ею настроения, Альберт-человек и Альберт-музыкант («Альберт») и т.д. Разнообразны языковые средства создания антитезы: антонимы участвуют в построении образа (текстовые, световые, оценочные, 38

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=