ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

А.А.Нестеренко Витебск, Беларусь МАЛЫЕ ЖАНРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ И РОМАННОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ Л.Н.ТОЛСТОГО 1. Чтобы понять особенности поэтики романов Л.Н.Толстого, не­ обходимо начать издалека: от первых его неосуществленных замыс­ лов («История вчерашнего дня»), от произведений, возникших в результате поисков «большой формы» («Декабристы»), изучить поэ­ тику малых жанров на протяжении всего его творчества. 2. В историях создания рассказов и повестей Л.Н.Толстого нетруд­ но заметить, что они в большей степени, чем его романы, связаны с непосредственным жизненным опытом писателя. Это обстоятельство побуждало соответственно и структуру повествования (с его форма­ ми) «опробовать» Толстому первоначально на рассказах и повестях, которые, таким образом, как бы прокладывали дорогу для эпоса, опережая его романы, знакомя читателей с поэтическим миром Тол­ стого и его оригинальными художественными законами. Если напом­ нить, что в произведениях «малой формы» отчетливо выявлены излюбленные идеи Толстого, то можно утверждать, что рассказы и повести органически связаны с его романами «Семейное счастье», «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение». «Заинтересованное суждение» и «заразительное» рассказывание, исповедь и обличение, лирика и сатира - такова повествовательная гамма рассказов и повестей Толстого, отражающая основу его проти­ воречивой жизненной, философской и художественной системы, от­ ражающей историческую сложность и противоречивость его эпохи. Эти же особенности индивидуального стиля характеризуют и романы Толстого. В ранних произведениях малого жанра мы встречаемся с чертами и эпического рассказа, и очерка с элементами социальной утопии, и лирической фантазии («Севастопольские рассказы», «Метель», «Утро помещика»). В сложных сочетаниях и трансформациях эти жанрово­ композиционные и повествовательные принципы использованы им в романах «Семейное счастье» и «Война и мир». 3. В зрелых повестях и рассказах напряженно-нравственные и социальные искажения, характерные для кануна переломной эпохи и самого «перелома» в истории России и в мировоззрении Толстого, отразились, с одной стороны, в «Казаках», «Смерти Ивана Ильича», «Хозяине и работнике», а с другой - в «Войне и мире» и «Анне Каре­ ниной». 4. Оставляя мир своих произведений и характеры объективно открытыми, Толстой субъективно замыкал их «последним» моно­ 37

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=