ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

ВОСПИТАНИЕ ИСТОРИЕЙ В СВЕТЕ ИДЕЙ Л.Н.ТОЛСТОГО Современная сугубо специфическая ситуация в нашей стране сде­ лала историю как науку ареной ожесточенной борьбы идей, а осмыс­ ление реального исторического процесса - одной из важнейших мировоззренческих задач не только для гуманитарных наук, но и для каждого мыслящего человека. В этих условиях трудно переоценить тот эвристический потенциал, который содержится в творческом на­ следии Л.Н.Толстого: «Жизнь наша с тех пор, как мы сознаем ее, - движение между двумя пределами. Один предел есть совершенное безучастие к жизни бесконечного мира, деятельность, направленная только к удовлетворению потребностей своей личности. Другой пре­ д е л -э т о полное отречение от своей личности, наибольшее внимание к жизни бесконечного мира и согласие с ним... Чем ближе к первому пределу, тем меньше жизни и блага, чем ближе ко второму пределу, тем больше жизни и блага. » В связи с этим напрашивается вывод об огромном собственно вос­ питательном значении истории, понимаемой как наука и как реаль­ ный исторический процесс. Вне исторического времени невозможно становление человеческой субъективности, вне социальной памяти и осознания смысла исторического процесса не происходит самоопреде­ ление народа и отдельной личности, не складывается национальная культура и национальный характер. Более того, сохранение преемст­ венности в жизни того или иного общества, а следовательно, и степень его целостности зависят от способов организации и средств хранения исторической информации. То есть история формирует и воспитывает и все современное общество, и отдельных его индивидов. Наименее разработанным является как раз личностный аспект воспитательного воздействия истории. В самых общих чертах эта проблема может быть раскрыта через анализ следующих важнейших моментов: - включение человека в систему культуры невозможно без личного чувства истории; - учиться истории для человека означает учиться альтернативным подходам к выбору жизненной позиции, к решению социальных про­ блем; - логика истории и культуры - это логика парадокса, приобщение к этой логике формирует у человека принципиально иной стиль мыш­ ления; ■ Т.А.Молканова Тула 33

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=