ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

причину ее влияния на умы и души людей, выявить истоки ее притя­ гательности. Провозглашено признание религии через познание. Н.Л.Величинская Тула ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМАЛЬНОГО И СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Важнейшее гносеологическое различие между содержательным и формальным аспектами познания состоит в том, что первый представ­ ляет собой процесс оперирования над образами, а второй - над симво­ лами (или образами символов). Образ - интерпретированное отобра­ жение объекта, абстракции, нечто реально существующее в психике субъекта. На высшей ступениформализации символы не интерпретируются, т.е. сами по себе не имеют непосредственно значения. Следовательно, связь между формой и содержанием опосредованная ( не непосредственная). Анализ педагогических произведений Л.Н.Толстого позволяет пронаблюдать эту связь, сделать вывод о том, что содержательное знание необходимо предшествует формальному. Так, в статье «Об­ щие замечания для учителя» Лев Николаевич советует: «Вообще да­ вайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как мож­ но меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделе­ ний и всякой терминологии». В статье «О методах обучения грамоте» Толстой сравнивает поня­ тия «грамотность» и «образование» и приходит к выводу, что образо­ вание как «знание фактов и их соотношений» (т.е. как содер­ жательное знание) не зависит от грамотности как «искусства склады­ вать слова» (формализованного знания). Грамотность необходима для дальнейшего развития образования. Приведенные выше и многие другие примеры из педагогических произведений Л.Н.Толстого подтверждают, что содержательный ас­ пект познания, содержательное знание создают предпосылки для формализации. Формализация же позволяет выявить богатство со­ держания, скрытого в исходном знании, позволяет расширить систе­ му содержательного знания. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=