ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
знаниями в поисках смысла жизни, в понимании великого смысла нравственных законов. Замысел книги для ежедневного чтения разрабатывался в течение нескольких лет. Ее план, содержание и логическая структура постоянно совершенствовались и отразили мировоззренческие позиции и педаго гические взгляды великого мыслителя. Главная проблема, занимавшая в то время Толстого, - проблема нравственного совершенствования на религиозной основе в процессе постоянной ежедневной познавательной деятельности. При этом образование не было целью книги для ежеднев ного чтения. Приоритетной задачей оставалось развитие духовного на чала личности, ее постоянное самосовершенствование, в котором значительное место отводится выработке самостоятельного мышления в решении вопросов морально-этического плана. Замысел книга имел три попытки его реализации. Январь 1903 г. - составление сборника «Мысли мудрых людей на каждый день», в котором статьи для каждого дня по избранной теме содержали мысли самых различных авторов. В 1904-1905 гг. при подготовке «Круга чтения» ставилась задача содействовать выведе нию общества из «культурной дикости», помочь читателям ассими лировать духовное наследство, которое оставлено великими мыслителями, выдающимися писателями. Мысли разных авторов на заданные темы, отрывки из художественных произведений для недельного и месячного чтения, обстоятельные рассуждения по от дельным вопросам составили содержание «Круга чтения». Рассмот рение темы заканчивалось общим выводом или практическим советом. В книге «На каждый день» (1909-1910 гг.) преобладают мысли самого Толстого. Здесь помесячное изложение тем религиоз но-нравственного содержания выступает в жизнеописаниях, под тверждаемых мыслями выдающихся авторов и рассматриваемых как основа для руководства к практическому поведению. В работе над книгой для ежедневного чтения четко выражен диф ференцированный подход к читателям, учтены интересы различных групп (верующих, неверующих, детей). Примечательной чертой работы Толстого над книгой для ежеднев ного чтения стала диалоговая позиция, выразившаяся в предположе нии и предвосхищении возможного несогласия оппонентов с приводимыми доводами. Весьма актуальна в наши дни герменевтическая проблема, постав ленная и противоречиво решаемая Толстым, - проблема работы с текстами других авторов. Различно отношение Льва Николаевича к текстам светского и религиозного содержания. Своеобразно в книге отношение Л.Толстого к религии: выражено стремление не просто признать влияние религии на людей, но и понять 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=