ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

знаниями в поисках смысла жизни, в понимании великого смысла нравственных законов. Замысел книги для ежедневного чтения разрабатывался в течение нескольких лет. Ее план, содержание и логическая структура постоянно совершенствовались и отразили мировоззренческие позиции и педаго­ гические взгляды великого мыслителя. Главная проблема, занимавшая в то время Толстого, - проблема нравственного совершенствования на религиозной основе в процессе постоянной ежедневной познавательной деятельности. При этом образование не было целью книги для ежеднев­ ного чтения. Приоритетной задачей оставалось развитие духовного на­ чала личности, ее постоянное самосовершенствование, в котором значительное место отводится выработке самостоятельного мышления в решении вопросов морально-этического плана. Замысел книга имел три попытки его реализации. Январь 1903 г. - составление сборника «Мысли мудрых людей на каждый день», в котором статьи для каждого дня по избранной теме содержали мысли самых различных авторов. В 1904-1905 гг. при подготовке «Круга чтения» ставилась задача содействовать выведе­ нию общества из «культурной дикости», помочь читателям ассими­ лировать духовное наследство, которое оставлено великими мыслителями, выдающимися писателями. Мысли разных авторов на заданные темы, отрывки из художественных произведений для недельного и месячного чтения, обстоятельные рассуждения по от­ дельным вопросам составили содержание «Круга чтения». Рассмот­ рение темы заканчивалось общим выводом или практическим советом. В книге «На каждый день» (1909-1910 гг.) преобладают мысли самого Толстого. Здесь помесячное изложение тем религиоз­ но-нравственного содержания выступает в жизнеописаниях, под­ тверждаемых мыслями выдающихся авторов и рассматриваемых как основа для руководства к практическому поведению. В работе над книгой для ежедневного чтения четко выражен диф­ ференцированный подход к читателям, учтены интересы различных групп (верующих, неверующих, детей). Примечательной чертой работы Толстого над книгой для ежеднев­ ного чтения стала диалоговая позиция, выразившаяся в предположе­ нии и предвосхищении возможного несогласия оппонентов с приводимыми доводами. Весьма актуальна в наши дни герменевтическая проблема, постав­ ленная и противоречиво решаемая Толстым, - проблема работы с текстами других авторов. Различно отношение Льва Николаевича к текстам светского и религиозного содержания. Своеобразно в книге отношение Л.Толстого к религии: выражено стремление не просто признать влияние религии на людей, но и понять 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=