ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Т.С.Вуколова Тула ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО И Н.ГРУНДВИГА О САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ ВЗРОСЛЫХ Н.Грундвиг (1783-1872) - датский просветитель, которому при­ надлежит идея создания высшей народной школы, то есть негосудар­ ственной организации, обеспечивающей образование взрослых в течение жизни и удовлетворяющей их потребности в самопознании и самосовершенствовании. Согласно замыслу Грундвига, образование взрослых должно строиться с учетом национальных традиций. АнализируятворческоенаследиеН.ГрундвигаиЛ.Толстого, неслож­ нообнаружитьсходствоих идей. Философияипедагогика этих величай­ ших мыслителей базируются на сходных принципах и предполагают: раскрытиетворческого потенциалаличности; создание гармониидухов­ ногоифизического; создание атмосферыединства, сотрудничества, ува­ жения, свободного и нравственного развития личности. Достижение этих целей подразумевает наличие системы следующих принципов: свобода выбора, демократизм, гуманность, самосовершенствование. Грундвига и Толстого объединяют стремление к общечеловеческим культурным ценностям, духовным национальным традициям, понима­ ние любви как закона жизни и душевного состояния. Высшая народная школа в Тульском регионе, базирующаяся на философских и педагогических идеях Л.Н.Толстого, может и должна стать экспериментальной лабораториейдля самопознания, самообра­ зования, духовного совершенствования, местом занятий по интере­ сам. Она поможет слушателям повысить свой культурный уровень, подготовиться к определенному виду занятий, приобрести жизненно необходимые знания в обстановке непринужденности и эмоциональ­ ного комфорта, сотворчества, уважения и равноправия. К.Л.Плешкова, О.Г.Баранова Тула ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ КНИГИ Л.Н.ТОЛСТОГО ДЛЯ ЕЖЕДНЕВНОГО ЧТЕНИЯ Последняя четверть XIXв. - период остро переживаемого Толстым духовного кризиса, связанного с поисками смысла жизни. «Мне нуж­ но знать смысл моей жизни, а то, что она есть частица бесконечного, не только не придает ей смысла, но уничтожает всякий возможный смысл». В середине 80-х годов у Толстого возникает идея написать книгу для ежедневного чтения, которая позволит вооружить человека 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=