ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВАНИЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО Всовременный период развития общества важное значение приоб­ ретает проблема организации народного образования. Школа совер­ шает переход от унифицированных форм образования к поиску других, более отвечающих как духу времени, так и природе и потреб­ ностям учащихся. В этих условиях многие учителя-практики и тео­ ретики обращаются к идеям Л.Н.Толстого, получившим воплощение в деятельности Яснополянской школы. Система образования Л.Н.Толстого базируется на принципах, имеющих важное практическое и теоретическое значение: 1. Работа школы должна осуществляться на двух уровнях: на об­ щегосударственном и местном (региональном), при непосредствен­ ном контроле со стороны высококвалифицированных специалистов. 2. Школа должна быть основана на демократических, гуманных принципах взаимоотношений ученика и учителя, которые бы исключа­ ли механическое заучивание непонятных ребенку фраз и предложений. 3. Единство воспитания и образования. Каждый ребенок воспиты­ вается в процессе изучения предметов и образовывается в процессе воспитания. 4. Центром, цементирующим всю систему образования, по мысли Л.Н.Толстого, должна быть всеми понятая идея жизни, сущность и смысл которой раскрывается в процессе преподавания философии, основ морали и нравственности. Следует отметить, что данные общие положения находятся в глубокой связи с традициями древнегреческой философии. К числу таких обще­ культурных и общефилософских традиций следует отнести: 1. Идею диалектики, сократического диалога как способа поиска и установления истины. 2. Идею Платона о различении мира вещей и мира идей, а также его соображения по поводу видов познания. 3. Идею Аристотеля о различении таких видов души, как «душа вегетативная», «душа чувственная» и «душа рациональная». 4. Идею космоса, или гармонии, осознанную в свете традиций Древнегреческой философии. Философская и мировоззренческая по­ зиция Л.Н.Толстого раскрывает основную направленность его педа­ гогических поисков и их практическую значимость для развития современной школы. Е.А.Некрасова Тула 29

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=