ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВАНИЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО Всовременный период развития общества важное значение приоб ретает проблема организации народного образования. Школа совер шает переход от унифицированных форм образования к поиску других, более отвечающих как духу времени, так и природе и потреб ностям учащихся. В этих условиях многие учителя-практики и тео ретики обращаются к идеям Л.Н.Толстого, получившим воплощение в деятельности Яснополянской школы. Система образования Л.Н.Толстого базируется на принципах, имеющих важное практическое и теоретическое значение: 1. Работа школы должна осуществляться на двух уровнях: на об щегосударственном и местном (региональном), при непосредствен ном контроле со стороны высококвалифицированных специалистов. 2. Школа должна быть основана на демократических, гуманных принципах взаимоотношений ученика и учителя, которые бы исключа ли механическое заучивание непонятных ребенку фраз и предложений. 3. Единство воспитания и образования. Каждый ребенок воспиты вается в процессе изучения предметов и образовывается в процессе воспитания. 4. Центром, цементирующим всю систему образования, по мысли Л.Н.Толстого, должна быть всеми понятая идея жизни, сущность и смысл которой раскрывается в процессе преподавания философии, основ морали и нравственности. Следует отметить, что данные общие положения находятся в глубокой связи с традициями древнегреческой философии. К числу таких обще культурных и общефилософских традиций следует отнести: 1. Идею диалектики, сократического диалога как способа поиска и установления истины. 2. Идею Платона о различении мира вещей и мира идей, а также его соображения по поводу видов познания. 3. Идею Аристотеля о различении таких видов души, как «душа вегетативная», «душа чувственная» и «душа рациональная». 4. Идею космоса, или гармонии, осознанную в свете традиций Древнегреческой философии. Философская и мировоззренческая по зиция Л.Н.Толстого раскрывает основную направленность его педа гогических поисков и их практическую значимость для развития современной школы. Е.А.Некрасова Тула 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=