ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
выражение в литературных произведениях того периода, посвящен ных житиям святых Бориса и Глеба: «Сказание и страдание и похвала св. мученикам Борису и Глебу» неизвестного автора, «Чтение о житии и погублении св. страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора и летопис ная повесть под 1015 г., близкая по духу к «Сказанию...». Нестор и автор «Сказания...» обращаются к духовному величию и глубокой религиозной значимости подвига св. князей. Асмысл подви га Бориса и Глеба заключался в утверждении идеи добровольной жертвы, непротивления смерти и прощения убийц. Через жития Бо риса и Глеба, писал Г.П.Федотов, «...как через Евангелие, образ крот кого Спасителя вошел навеки в сердце русского народа».Так, по выражению Нестора, Борис - «сообщник страсти Христовой». Борис и Глеб стали первыми святыми-страстотерпцами. Этот тип святости - исконно русский, неведомый греческой агиографи ческой традиции, где мученик осознанно и с силой исповедует свою веру. Вжитийных же образах Бориса и Глеба очевидна их особая беспо мощность, детская неповинность, отказ от всякого сопротивления. Идея непротивления злу, добровольной жертвенности, всепроще ния, мысль об очистительной силе страдания, утверждаемые в житиях Бориса и Глеба, говорят о глубоком усвоении русским народом уже в XI в. высоких этических идеалов Евангелия. Как говорил, согласно «Сказанию...», Борис: «Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гор дым противится, а смиренным дает благодать». Этому способствовали определенные черты славянского и русского менталитета: максимализм, неприятие всякой «серединности», до брота, «ласковость». Именно эти особенности национального нравст венного характера обусловили воплощение идеи непротивления злу в духовной культуре России не только XI в., но и последующих эпох. По выражению Г.П.Федотова, «подвиг непротивления - националь ный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещен- ного народа». Произведение Нестора, объединившее универсальную схему ми ровой истории и житие русских святых-страстотерпцев, характеризу ется глубокой взаимосвязью этических и историософских начал, осмыслением исторического процесса с позиций абсолютных нравст венных ценностей. Все эти черты формируют традиции национально го философского творчества XI-XX вв. 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=