ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

выражение в литературных произведениях того периода, посвящен­ ных житиям святых Бориса и Глеба: «Сказание и страдание и похвала св. мученикам Борису и Глебу» неизвестного автора, «Чтение о житии и погублении св. страстотерпцев Бориса и Глеба» Нестора и летопис­ ная повесть под 1015 г., близкая по духу к «Сказанию...». Нестор и автор «Сказания...» обращаются к духовному величию и глубокой религиозной значимости подвига св. князей. Асмысл подви­ га Бориса и Глеба заключался в утверждении идеи добровольной жертвы, непротивления смерти и прощения убийц. Через жития Бо­ риса и Глеба, писал Г.П.Федотов, «...как через Евангелие, образ крот­ кого Спасителя вошел навеки в сердце русского народа».Так, по выражению Нестора, Борис - «сообщник страсти Христовой». Борис и Глеб стали первыми святыми-страстотерпцами. Этот тип святости - исконно русский, неведомый греческой агиографи­ ческой традиции, где мученик осознанно и с силой исповедует свою веру. Вжитийных же образах Бориса и Глеба очевидна их особая беспо­ мощность, детская неповинность, отказ от всякого сопротивления. Идея непротивления злу, добровольной жертвенности, всепроще­ ния, мысль об очистительной силе страдания, утверждаемые в житиях Бориса и Глеба, говорят о глубоком усвоении русским народом уже в XI в. высоких этических идеалов Евангелия. Как говорил, согласно «Сказанию...», Борис: «Не воспротивлюсь я, ибо написано: «Бог гор­ дым противится, а смиренным дает благодать». Этому способствовали определенные черты славянского и русского менталитета: максимализм, неприятие всякой «серединности», до­ брота, «ласковость». Именно эти особенности национального нравст­ венного характера обусловили воплощение идеи непротивления злу в духовной культуре России не только XI в., но и последующих эпох. По выражению Г.П.Федотова, «подвиг непротивления - националь­ ный русский подвиг, подлинное религиозное открытие новокрещен- ного народа». Произведение Нестора, объединившее универсальную схему ми­ ровой истории и житие русских святых-страстотерпцев, характеризу­ ется глубокой взаимосвязью этических и историософских начал, осмыслением исторического процесса с позиций абсолютных нравст­ венных ценностей. Все эти черты формируют традиции национально­ го философского творчества XI-XX вв. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=