ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

мание насилия как вообще противоречащего воле другого является широко распространенным. Ильин не употреблял термина «ненасилие», но его учение о сопро­ тивляющейся злу силе можно рассматривать как учение о ненасиль­ ственной сопротивляющейся силе. Ильин показывает, что осуществиться как цель человек можеттоль­ ко тоща, когда он идет по пути служения Добру через бесконечное расширение своей очевидности и любовности. И все, что мешает ему идти по этому пути, есть насилие. Насилие по отношению ко мне - то, что сужает горизонты моего видения, намеренно искажает истину, ос­ лепляет меня (в этом смысле насильник даже тот, кто сознательно провоцирует сильную вспышку моих эмоций, в результате которой я совершаю шаг, о котором впоследствии буду сожалеть). А ненасилие — то, что расширяет мою очевидность, повышает мою сознательность. Поэтому, коща мы решаем конфликты, участвуем впереговорах (а это происходит всюжизнь), ненасильственным будет все, что будет способ­ ствовать прояснениюистины, прояснениюпонимания ее всеми сторона­ ми, а также пониманию истинных намерений оппонентов, т.е., языком Ильина, расширять очевидность. Также насилием, по Ильину, будет являться то, что способствует разрушению некоторой целостности, или солидарности, между людь­ ми, т.е. то, что стремится разрушить некоторое внутреннее единство людей, то, что направлено против Любви. Ильин задает позитивное содержание ненасилия, позволяющее быть ненасильственным постоянно, не только в ситуации агрессии и насилия, но в течение всей повседневной жизни. Это очень важно, ведьчеловеку необходимо, какписал Толстой, добросовестно «выпол­ нить работу жизни, и, лучше, всю работу жизни», преодолевая соб­ ственный эгоизм, делая личное усилие для решения ее проблем и приобретая необходимый опыт на этом пути. Только через преодоле­ ние склонности к насилию в себе самом человек сможет успешно преобразовывать общественную жизнь на принципах ненасилия. Здесь Ильин солидарен с Толстым: самая главная борьба со злом должна осуществляться внутри самого человека. Переставая подпи­ тывать зло, мы обессиливаем его. Е.О.Миляева Тула ИДЕЯ НЕПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ XI век на Руси был характерен усвоением начал христианской этики, их внутренним принятием и переосмыслением. Это нашло 27

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=