ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
мание насилия как вообще противоречащего воле другого является широко распространенным. Ильин не употреблял термина «ненасилие», но его учение о сопро тивляющейся злу силе можно рассматривать как учение о ненасиль ственной сопротивляющейся силе. Ильин показывает, что осуществиться как цель человек можеттоль ко тоща, когда он идет по пути служения Добру через бесконечное расширение своей очевидности и любовности. И все, что мешает ему идти по этому пути, есть насилие. Насилие по отношению ко мне - то, что сужает горизонты моего видения, намеренно искажает истину, ос лепляет меня (в этом смысле насильник даже тот, кто сознательно провоцирует сильную вспышку моих эмоций, в результате которой я совершаю шаг, о котором впоследствии буду сожалеть). А ненасилие — то, что расширяет мою очевидность, повышает мою сознательность. Поэтому, коща мы решаем конфликты, участвуем впереговорах (а это происходит всюжизнь), ненасильственным будет все, что будет способ ствовать прояснениюистины, прояснениюпонимания ее всеми сторона ми, а также пониманию истинных намерений оппонентов, т.е., языком Ильина, расширять очевидность. Также насилием, по Ильину, будет являться то, что способствует разрушению некоторой целостности, или солидарности, между людь ми, т.е. то, что стремится разрушить некоторое внутреннее единство людей, то, что направлено против Любви. Ильин задает позитивное содержание ненасилия, позволяющее быть ненасильственным постоянно, не только в ситуации агрессии и насилия, но в течение всей повседневной жизни. Это очень важно, ведьчеловеку необходимо, какписал Толстой, добросовестно «выпол нить работу жизни, и, лучше, всю работу жизни», преодолевая соб ственный эгоизм, делая личное усилие для решения ее проблем и приобретая необходимый опыт на этом пути. Только через преодоле ние склонности к насилию в себе самом человек сможет успешно преобразовывать общественную жизнь на принципах ненасилия. Здесь Ильин солидарен с Толстым: самая главная борьба со злом должна осуществляться внутри самого человека. Переставая подпи тывать зло, мы обессиливаем его. Е.О.Миляева Тула ИДЕЯ НЕПРОТИВЛЕНИЯ ЗЛУ В ДРЕВНЕРУССКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ О БОРИСЕ И ГЛЕБЕ XI век на Руси был характерен усвоением начал христианской этики, их внутренним принятием и переосмыслением. Это нашло 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=