ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

специфическое преломление радикального протестантизма в куль­ турном пространстве русского сектантства. Писатель довольно узко определяет область достоверного в Писа­ нии, которое интерпретирует в категориях индивидуального религи­ озного опыта, близкого к крайним проявлениям отечественного сектантства. Понимание Откровения как текста приводит к необхо­ димости выделения наиболее значимых элементов, воспринимаемых вне экклезиологического контекста. Построенная на основе такого выделения доктрина противостоит церковному авторитету и может быть квалифицирована им как еретическая. В переводе с древнегре­ ческого «ересь» означает именно выделение. Для JI.H.Толстого было характерно выделение «этического», т. е. человеческого, в Церкви и отвержение «мистического», т.е. божественного, что привело к не­ приятию Церкви как богочеловеческого единства во Христе. Этическое понимание христианства явилось главной причиной расхождения JI.H.Толстого с Церковью. Е.В.Демидова Москва О НЕНАСИЛЬСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ К ДРУГОМУ Путь ненасилия - это путь духовного восхождения личности. И логика его неразрывно связана с принятием ненасилия как образа жизни. Взгляды JI.H.Толстого и И.А.Ильина во многих чертах абсолютно противоположны. Для Толстого наиболее важным было обозначить противоположность «насилие - ненасилие». Ильин показывает разли­ чие между ненасилием как активным сопротивлением злу и прими­ ренчеством, попустительством, с одной стороны, с другой - между применением силы из злых побуждений и применением силы во имя борьбы со злом. Толстой, определяя насилие, пишет о том, что насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие. На­ силие у Толстого - прямая противоположность любви. Но сам Толстой в работе «Царство божие внутри вас» пишет: «Хри­ стианство говорит: живи сообразно твоей природе (подразумевая бо­ жественную природу - Е. В .), не подчиняя ее ничему, ни своей, ни чужой животной природе». Таким образом, более верное понимание «насилия» Толстым будет, наверное, таким: насиловать - значит де­ лать то, чего не хочет божественная природа того, над которым совер­ шается насилие. И тогда понимание любви как содействия тому, чего хочет божественная природа человека, не будет вызывать недоумения как любовь потакающая. Это очень важное уточнение, так как пони­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=