ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
специфическое преломление радикального протестантизма в куль турном пространстве русского сектантства. Писатель довольно узко определяет область достоверного в Писа нии, которое интерпретирует в категориях индивидуального религи озного опыта, близкого к крайним проявлениям отечественного сектантства. Понимание Откровения как текста приводит к необхо димости выделения наиболее значимых элементов, воспринимаемых вне экклезиологического контекста. Построенная на основе такого выделения доктрина противостоит церковному авторитету и может быть квалифицирована им как еретическая. В переводе с древнегре ческого «ересь» означает именно выделение. Для JI.H.Толстого было характерно выделение «этического», т. е. человеческого, в Церкви и отвержение «мистического», т.е. божественного, что привело к не приятию Церкви как богочеловеческого единства во Христе. Этическое понимание христианства явилось главной причиной расхождения JI.H.Толстого с Церковью. Е.В.Демидова Москва О НЕНАСИЛЬСТВЕННОМ ОТНОШЕНИИ К ДРУГОМУ Путь ненасилия - это путь духовного восхождения личности. И логика его неразрывно связана с принятием ненасилия как образа жизни. Взгляды JI.H.Толстого и И.А.Ильина во многих чертах абсолютно противоположны. Для Толстого наиболее важным было обозначить противоположность «насилие - ненасилие». Ильин показывает разли чие между ненасилием как активным сопротивлением злу и прими ренчеством, попустительством, с одной стороны, с другой - между применением силы из злых побуждений и применением силы во имя борьбы со злом. Толстой, определяя насилие, пишет о том, что насиловать - значит делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие. На силие у Толстого - прямая противоположность любви. Но сам Толстой в работе «Царство божие внутри вас» пишет: «Хри стианство говорит: живи сообразно твоей природе (подразумевая бо жественную природу - Е. В .), не подчиняя ее ничему, ни своей, ни чужой животной природе». Таким образом, более верное понимание «насилия» Толстым будет, наверное, таким: насиловать - значит де лать то, чего не хочет божественная природа того, над которым совер шается насилие. И тогда понимание любви как содействия тому, чего хочет божественная природа человека, не будет вызывать недоумения как любовь потакающая. Это очень важное уточнение, так как пони 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=