ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

А.Е.Митьке Тула ПРОБЛЕМА ЭККЛЕЗИОЛОГИИ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Экклезиология - раздел систематической теологии, рассматрива­ ющий учение о Церкви. Невозможность истинного и полного богопо- знания вне Церкви предполагает экклезиологический контекст всякого богословствования. Этим подразумевается реальная вклю­ ченность богослова в мистическое тело Церкви и осознание им этой включенности. Обращаясь к критике православного догматического богословия, Л.Н.Толстой не мог обойти своим вниманием экклезиологию. Взгля­ ды писателя на православное учение о Церкви известны. Критика исторического христианства привела Л.Н.Толстого к отвержению всего метафизического и мистического в христианстве. Догматичес­ кое учение о Церкви являет собой законченный синтез метафизики и мистики. Именно это явилось одной из главных причин неприятия Л.Н.Толстым авторитета и учительства Церкви. Необходимо отметить, что учение о Церкви, наряду с тринитар­ ным и христологическим догматами и учением о личном бессмертии души, подвергается Л.Н.Толстым наиболее беспощадной критике. При этом вышеупомянутые и иные богооткровенные истины христи­ анства отвергаются именно как учение Церкви (т.е. в экклезиологи- ческом контексте). Можно предположить, что Л.Н.Толстой отвергает не столько догмат о Церкви, сколько саму Церковь как богочеловече­ ское единство и мистическое тело Христово. Отвержение Л.Н.Тол­ стым Ц еркви несомненно обусловлено специфической психологической мотивацией. Русская православная церковь определила взгляды Л.Н.Толстого как еретические и в лице Святейшего Синода свидетельствовала об отпадении писателя от Церкви. В связи с этим интересны методоло­ гические основания экклезиологических построений Л.Н.Толстого. Стержнем экклезиологии Л.Н.Толстого является весьма харак­ терное для многих неортодоксальных направлений в христианстве понимание Церкви как Слова («текста»). Для этого представления характерно сведение Церкви к Откровению, а Откровения - к Писа­ нию либо к местным, исторически обусловленным формам Предания. Первое наиболее характерно для протестантизма, второе —для неко­ торых исторических форм православия (особенно для русского старо­ обрядчества) , которые на этом уровне обобщения являют некоторое типологическое единство. В богословских изысканиях Л.Н.Толстого совмещаются обе эти тенденции, что позволяет усматривать в них 25

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=