ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
А.Е.Митьке Тула ПРОБЛЕМА ЭККЛЕЗИОЛОГИИ В РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ Л.Н.ТОЛСТОГО Экклезиология - раздел систематической теологии, рассматрива ющий учение о Церкви. Невозможность истинного и полного богопо- знания вне Церкви предполагает экклезиологический контекст всякого богословствования. Этим подразумевается реальная вклю ченность богослова в мистическое тело Церкви и осознание им этой включенности. Обращаясь к критике православного догматического богословия, Л.Н.Толстой не мог обойти своим вниманием экклезиологию. Взгля ды писателя на православное учение о Церкви известны. Критика исторического христианства привела Л.Н.Толстого к отвержению всего метафизического и мистического в христианстве. Догматичес кое учение о Церкви являет собой законченный синтез метафизики и мистики. Именно это явилось одной из главных причин неприятия Л.Н.Толстым авторитета и учительства Церкви. Необходимо отметить, что учение о Церкви, наряду с тринитар ным и христологическим догматами и учением о личном бессмертии души, подвергается Л.Н.Толстым наиболее беспощадной критике. При этом вышеупомянутые и иные богооткровенные истины христи анства отвергаются именно как учение Церкви (т.е. в экклезиологи- ческом контексте). Можно предположить, что Л.Н.Толстой отвергает не столько догмат о Церкви, сколько саму Церковь как богочеловече ское единство и мистическое тело Христово. Отвержение Л.Н.Тол стым Ц еркви несомненно обусловлено специфической психологической мотивацией. Русская православная церковь определила взгляды Л.Н.Толстого как еретические и в лице Святейшего Синода свидетельствовала об отпадении писателя от Церкви. В связи с этим интересны методоло гические основания экклезиологических построений Л.Н.Толстого. Стержнем экклезиологии Л.Н.Толстого является весьма харак терное для многих неортодоксальных направлений в христианстве понимание Церкви как Слова («текста»). Для этого представления характерно сведение Церкви к Откровению, а Откровения - к Писа нию либо к местным, исторически обусловленным формам Предания. Первое наиболее характерно для протестантизма, второе —для неко торых исторических форм православия (особенно для русского старо обрядчества) , которые на этом уровне обобщения являют некоторое типологическое единство. В богословских изысканиях Л.Н.Толстого совмещаются обе эти тенденции, что позволяет усматривать в них 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=