ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Г.И.Филатова Москва ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО Интерес к творчеству великого русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстош обусловлен многими факторами. Наиболее очевидными, на наш взгляд, являются широта и глубина рассмотрения интересующих его явлений, ясная форма изложения полученных результатов. Предста вители различных специальностей испытывают благотворное влияние его фундаментальных идей, не составляет исключения и врачебная де ятельность. Всю работу по оказанию врачебной помощи можно разде лить на две взаимосвязанные формы: непосредственную и опосредо ванную. Непосредственная помощь осуществляется как некоторое вме шательство врача физическими, химическими и иными средствами в течение болезни с целью прекращения губительных процессов для орга низма человека. Основным результатом данной формы является устра нение реальных причин болезни. Опосредованная врачебная помощь основана на исключении неко торых условий, которые наиболее часто встречаются в жизни челове ка и приводят к возникновению неблагоприятных факторов как причин того или иного заболевания. Здесь главным объектом воздей ствия выступает вся система жизни человека, особенности его орга низма и сложившиеся привычки. Таким образом, возникает проблема согласования двух форм врачебной помощи с тем, чтобы сделать жизнь человека более благополучной и здоровой. Л.Н.Толстой, исследуя проблему жизни человека, отмечает, что она качественно отлична от жизни других биологических объектов. Одно из основных отличий заключается в наличии противоречия между животными по своему происхождению потребностями и осо знанием каждой личности себя человеком, т.е. существом разумным. Реально мы видим, что пропорция животного и разумного начала в каждой конкретной личности индивидуальна. Для выражения этого обстоятельства следует употреблять понятие «образ жизни». Данное понятие позволяет конкретизировать родовое по отношению к нему, такое как «жизнь», и выступает теоретической основой для осознания единства форм врачебной помощи. Рассматривая элементы теорети ческого содержания указанного понятия, мы можем отметить черты, которые свидетельствуют о свободе человека. «Жизнь свою истин ную, - пишет Л.Н.Толстой, - человек делает сам, сам проживает ее». Разве здесь не присутствуют мотивы экзистенциальное™ и интуити визма? 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=