ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Г.И.Филатова Москва ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОБРАЗ ЖИЗНИ» В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н.ТОЛСТОГО Интерес к творчеству великого русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстош обусловлен многими факторами. Наиболее очевидными, на наш взгляд, являются широта и глубина рассмотрения интересующих его явлений, ясная форма изложения полученных результатов. Предста­ вители различных специальностей испытывают благотворное влияние его фундаментальных идей, не составляет исключения и врачебная де­ ятельность. Всю работу по оказанию врачебной помощи можно разде­ лить на две взаимосвязанные формы: непосредственную и опосредо­ ванную. Непосредственная помощь осуществляется как некоторое вме­ шательство врача физическими, химическими и иными средствами в течение болезни с целью прекращения губительных процессов для орга­ низма человека. Основным результатом данной формы является устра­ нение реальных причин болезни. Опосредованная врачебная помощь основана на исключении неко­ торых условий, которые наиболее часто встречаются в жизни челове­ ка и приводят к возникновению неблагоприятных факторов как причин того или иного заболевания. Здесь главным объектом воздей­ ствия выступает вся система жизни человека, особенности его орга­ низма и сложившиеся привычки. Таким образом, возникает проблема согласования двух форм врачебной помощи с тем, чтобы сделать жизнь человека более благополучной и здоровой. Л.Н.Толстой, исследуя проблему жизни человека, отмечает, что она качественно отлична от жизни других биологических объектов. Одно из основных отличий заключается в наличии противоречия между животными по своему происхождению потребностями и осо­ знанием каждой личности себя человеком, т.е. существом разумным. Реально мы видим, что пропорция животного и разумного начала в каждой конкретной личности индивидуальна. Для выражения этого обстоятельства следует употреблять понятие «образ жизни». Данное понятие позволяет конкретизировать родовое по отношению к нему, такое как «жизнь», и выступает теоретической основой для осознания единства форм врачебной помощи. Рассматривая элементы теорети­ ческого содержания указанного понятия, мы можем отметить черты, которые свидетельствуют о свободе человека. «Жизнь свою истин­ ную, - пишет Л.Н.Толстой, - человек делает сам, сам проживает ее». Разве здесь не присутствуют мотивы экзистенциальное™ и интуити­ визма? 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=