ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

Можно также предположить, что использование научного метода познания природы привело Л.Н.Толстого к переосмыслению взглядов на религию. Е.А.Дмитриева Калуга Л.Н.ТОЛСТОЙ И А.ШВЕЙЦЕР: ПРИРОДА И НРАВСТВЕННОСТЬ Философско-этические взгляды Л.Н.Толстого оказали большое влияние на формирование мировоззрения многих замечательных мыслителей XX века. Одним из таких мыслителей был А.Швейцер, развивший идеи Л.Н.Толстого и создавший на их основе свою этику благоговения перед жизнью. А.Швейцер вслед за Л.Н.Толстым отмечает пагубное влияние ци­ вилизации на природу и состояние нравственности человека. Л.Н.Толстой одним из первых предвидел, что бездуховность, хищни­ ческое отношение к природе приведут человека к нравственному кри­ зису, а планету - к кризису экологическому. А.Швейцер в XX веке наблюдает распад культуры, нравственный кризис человека, его «ду­ ховную деградацию», вызванную влиянием технического прогресса: отрывом труженика от земли, условиями производства, урбаниза­ цией, разобщенностью общества. По Л.Н.Толстому, природа выступает одним из основных факто­ ров нравственного формирования личности. Являя собой воплощение красоты и добра, она служит источником нравственного очищения человека. В свою очередь, отношение к природе является одним из критериев уровня нравственного развития человека. Подобная мысль прослеживается у А.Швейцера: все действия человека по отношению к природе могут быть объектом этической оценки. Для Л.Н.Толстого любовь и сострадание к живому являются час­ тью вселенской любви (Бога), которая необходима человеку, стремя­ щемуся к нравственному совершенствованию. Любовь занимает центральное место в учении Толстого. А.Швейцер, разрабатывая по­ ложения своей этики благоговения перед жизнью, советует опираться на принцип осознанной необходимости, считая, что только через ос­ нованные на разуме этические идеалы человек может прийти к нор­ мальным взаимоотношениям сдействительностью, индивидуальному нравственному совершенствованию. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=