ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Можно также предположить, что использование научного метода познания природы привело Л.Н.Толстого к переосмыслению взглядов на религию. Е.А.Дмитриева Калуга Л.Н.ТОЛСТОЙ И А.ШВЕЙЦЕР: ПРИРОДА И НРАВСТВЕННОСТЬ Философско-этические взгляды Л.Н.Толстого оказали большое влияние на формирование мировоззрения многих замечательных мыслителей XX века. Одним из таких мыслителей был А.Швейцер, развивший идеи Л.Н.Толстого и создавший на их основе свою этику благоговения перед жизнью. А.Швейцер вслед за Л.Н.Толстым отмечает пагубное влияние ци вилизации на природу и состояние нравственности человека. Л.Н.Толстой одним из первых предвидел, что бездуховность, хищни ческое отношение к природе приведут человека к нравственному кри зису, а планету - к кризису экологическому. А.Швейцер в XX веке наблюдает распад культуры, нравственный кризис человека, его «ду ховную деградацию», вызванную влиянием технического прогресса: отрывом труженика от земли, условиями производства, урбаниза цией, разобщенностью общества. По Л.Н.Толстому, природа выступает одним из основных факто ров нравственного формирования личности. Являя собой воплощение красоты и добра, она служит источником нравственного очищения человека. В свою очередь, отношение к природе является одним из критериев уровня нравственного развития человека. Подобная мысль прослеживается у А.Швейцера: все действия человека по отношению к природе могут быть объектом этической оценки. Для Л.Н.Толстого любовь и сострадание к живому являются час тью вселенской любви (Бога), которая необходима человеку, стремя щемуся к нравственному совершенствованию. Любовь занимает центральное место в учении Толстого. А.Швейцер, разрабатывая по ложения своей этики благоговения перед жизнью, советует опираться на принцип осознанной необходимости, считая, что только через ос нованные на разуме этические идеалы человек может прийти к нор мальным взаимоотношениям сдействительностью, индивидуальному нравственному совершенствованию. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=