ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
имеет реальную возможность быть объектом нравственных оценок, на необходимость которых особое внимание обращал Л.Н.Толстой в сво их размышлениях о жизни и ее смысле. Но одновременно очевидно и то, что глубина нравственной оценки будет сильно варьироваться в зависимости от аспекта функционирования науки. На наш взгляд, двигаясь в направлении от знания через деятельность к социальному институту, роль морального сознания возрастает. История знает не мало примеров, когда планирование научных исследований шло без учета требований нравственных норм, и к каким серьезным послед ствиям это привело. Однако это свойственно не только науке, а любо му явлению действительности, которое включается в сферу человеческой деятельности без должного учета требований морали. Размышляя над этой проблемой, А.Пуанкаре писал: «Но следует ли из этого, что нужно отказаться от науки и изучать только мораль? И разве моралисты, когда они сходят со своей кафедры, остаются на недосягаемой высоте?» Э.Я.Комиссарова, О.Л.Колобова Магнитогорск ЕДИНСТВО ЭТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО В КОНЦЕПЦИИ НЕНАСИЛИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО Идеал ненасилия, получивший самое широкое распространение в философско-религиозных системах Востока, приобретает популяр ность в Европе благодаря христианству. Обусловленные конкретно-историческими условиями, христиан ские принципы непротивления были выражены в абстрактной форме и по мере развития и применения наполнялись различным содержанием. Л.Н.Толстой создал свою концепцию христианства, свою модель Иисуса Христа, свое Евангелие, свою концепцию ненасилия. Важней шим методологическим приемом в концепции Л.Н.Толстого является единство этического и конкретно-исторического, что особенно ярко проявилось в его отношении к проблемам войны и насилия. Если в рассказе «Севастополь в августе 1855 года» писатель оцени вает войну как явление аморальное, страшное, чудовищное, разру шающее духовный мир человека, то в произведении более позднего периода «Кавказский пленник» Л.Н.Толстой соотносит этический подход с типологией войны на захватнические и справедливые с про блемой непротивления злу в индивидуальном плане. В произведении «Война и мир» концепция ненасилия выступает у Л.Н.Толстого уже в завершенном виде. Таким образом, историческая практика и литературное творчест во Толстого позволяют сделать следующие выводы: 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=