ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

В 1909 г. Э.Г.Шмит прислал Толстому книгу «Религиозное учение для юношества. Одновременно жизнь Христа и подробное пояснение для познания его жизни каждым человеком» (Лейпциг, 1909). Вкниге имеется автограф автора: «Л.Толстому, борцу за божеские права, в знак уважения и любви. Эжен Генрих Шмит». Другая книга Э.Г.Шмита - «Новые горизонты» (Лейпциг, изда­ тельство Отто Виганда, 1909). Подзаголовок книги - «Идеи Л .Н.Тол­ стого о разделении церкви и государства» (На основе переписки с Полем Сабатье, французским католическим писателем). В книге имеется автограф: «Льву Толстому в знак уважения. Э.Г.Шмит». Л.Н.Толстой с большим интересом читал книги Э.Г.Шмита, его статьи в журнале «Религия духа», был всегда рад общению со своим единомышленником, одобрял его деятельность. В Э.Г.Шмите Толстой видел «человека искреннего, очень дарови­ того и, главное, принадлежащего к разряду людей не материалистов, а верующих в духовную жизнь». В.К.Филатов Тула НАУКА В ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И НРАВСТВЕННЫХ ОЦЕНКАХ Реальный процесс развития науки сопровождается постановкой весьма важных вопросов, которые, с одной стороны, касаются слож­ ности и противоречивости окружающей действительности, выступа­ ющей в качестве объекта познания, а с другой - вопросов, связанных с самой наукой. В современных условиях науку можно и следует рассматривать как некоторую совокупность объективного и достовер­ ного знания, организованного специальным образом. В этом смысле наука в ходе своего развития стремится развить область объективного и достоверного, преодолевая при этом как собственные малосодержа­ тельные гипотезы и допущения, так и те, которые заимствуются ею из других сфер духовной деятельности в силу различных обстоя­ тельств. Наука является и определенного рода деятельностью, которая об­ ладает своими правилами организации, объектом и предметом иссле­ дования. Поиски наиболее верных и кратких путей к истине сопровождают всю историю развития науки и философии. Наука является и социальным институтом с системой разделения и организации труда. Для науки в этом смысле характерно ясное осознание общественных потребностей и видение реальных путей их удовлетворения, что проявляется на уровне планирования как фун­ даментальных, так и прикладных исследований. Очевидно, что наука 20

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=