ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
Языковой аргумент в идеологических конструкциях традиционали стов (центральное и периферийное значение). Национализм ранних славянофилов и универсалистская тенденция в западноевропейском традиционализме. Сравнение представлений о власти, нравственно сти и истории. Объекты сравнения: взгляды Э.Берка, концепции французских традиционалистов Ж. де Местра, JI. де Бональда и германских мысли телей А.Мюллера, JI.Галлера. А.М.Куракова Тула АНАРХИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО И П.А.КРОПОТКИНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЯСНОПОЛЯНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Л.Н.ТОЛСТОГО) Вопрос об отношении к государству и власти занимает Толстого в конце XIX - начале XX вв. В это время у него возникает интерес к теоретическим основам анархизма. Анархизм Кропоткина вырос на почве атеизма и позитивизма. Анархизм Толстого - на религиозной почве. При всем различии их мировоззренческих позиций, во взглядах Толстого и Кропоткина можно найти общее. Л.Толстой и П.Кропоткин считали, что антигосударственные идеи живут в человеке изначально, как изначальны в нем идеи добра и любви. Но истоки их видели в разном: анархист - во врожденном инстинкте общинности, писатель - в религиозных основах жизни. Близки позиции Толстого и Кропоткина в вопросе о роли личности в истории. Мысли Кропоткина о стремлении людей к взаимной помощи и поддержке перекликаются с идеями единения Толстого. Идеи коллективизма и общинности были близки и Толстому, и Кропоткину. Будущее общественное устройство Л.Толстой связывал с крестьянской общиной, Кропоткин - с самостоятельной общиной производителей, где особое место отводится физическому труду. Толстой и Кропоткин были едины во взглядах на государство. Оба критиковали правительство, суды, церковь, науку и т.д. Государство для них - источник зла и насилия. Для Толстого государство - порож дение старого религиозного сознания, для Кропоткина - то, что про тивоестественно природе человека. Атеистическое и религиозное мировоззрение Кропоткина и Тол стого предлагало разные пути решения поставленных проблем. Писа тель считал, что средством уничтожения власти должно быть «ду ховное оружие», а анархист- революционный переворот, бунт. Но оба 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=