ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
S ' 1/ ±'О VS II. Язык в концепции А.С.Шишкова (проблема происхождения, артикуляции, расшифровки). 1. Языковая концепция А.С.Шишкова как точка пересечения сред невекового, классического и романтического понимания языка. Язык- константа и язык-развитие. Слово-знак и слово-представление. Естест венный язык и проблема лжи. Проблема слова и действия. Объекты сравнения: доклассические представления, классическая эписистема (Кондильяк, Руссо и т.д.), языкознание первой половины XIX века (Гримм, Гумбольдт, Востоков). 2. Соотношение деятельности разума и субстанциональной приро ды языка. Язык и наречие. Эксперимент корнесловия как попытка создания глоссы к изначальному содержанию языка. III. Язык в концепции А.С.Шишкова (проблема социального при ложения) . 1. Язык и национальная общность. Структурирующая роль языка в нравственно-социальном мире. Форма традиции, определяющая ее содержание. 2. Поиск субстанционального языка. Церковнославянский язык в русской культуре и языковых процессах XVIII века. Теория трех стилей: попытка создания непротиворечивой версии языка-констан ты на отечественном языковом материале. Споры шишковистов и карамзинистов. IV. Нравственное, социальное и национальное через призму эн- кратического дискурса. 1. Слияние нравственного и социального через понятие нацио нальной традиции. Основа нравственности - врожденное и нерефлек тирующее чувство любви к Отечеству как традиции и социальной организации. Патриотизм в языковых дискуссиях начала XIX века. Концепция А.С.Шишкова - пример энкратического официального дискурса. 2. Трансформация руссоистской оппозиции «природное - обще ственное» внутри энкратического дискурса. «Человек природы» как точка отсчета для идеологического мифотворчества. Патернализм в концепциях российских традиционалистов. Сравнение социальной и политической теории Ж.Ж.Руссо с представлениями российских тра диционалистов. 3. История России и «дуальная» культурная модель. Традиция против антитрадиции. Провиденциальная концепция развития обще ства и миссия России. V. КонцепцияА.С.Шишкова и западноевропейский традиционализм. Поверхностное критическое и глубинное структурное отношение. к представлениям европейского Просвещения, (цоис^д^радле^ей^ ИК. A. II. * одетого !г? и f\ ? г* *г*»» к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=