ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
стой. Анализируя с этой точки зрения видыискусства, писатель нега тивно относился к музыке с ее «гипнотирующей силой». Оценивая в художественных произведениях поведение окружа ющих, писатель видит глазами героев, что все «делают вид», т.е. играют. Осмысление писателем понятия «игра» как части и элемен та искусства явилось прозорливой предпосылкой искусства конца XIX-начала XX вв., более связанного с аморализмом, чем с нравст венной основой. Это в определенной мере предопределило возмож ность общего кризиса XX века, основа которого, как считал Й.Хейзинга, продолжая мысль JI.H.Толстого, предопределена ут ратой этического фактора, что «опаснее, чем снижение интеллек туального потенциала». Исследование понимания искусства как действия впервые появля ется у Л.Н.Толстого в 1894 году в набросках «О том, что называют искусством», где понимание игры выступает как понятие художест венной забавы и «необходимое условие жизни детей, молодых или устраивающих праздник жизни людей... искусство - необходимое условие жизни взрослых и старых людей». Почитая высшей деятельностью и призванием человека нравст венную деятельность, Толстой, тем не менее, определяет искусство важным и необходимым условием человеческой жизни, без которого она невозможна. А.В.Прокофьев Тула ЯЗЫК, СОЦИУМ И НРАВСТВЕННОСТЬ В МИРОВОЗЗРЕНИИ РОССИЙСКОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА НАЧАЛА XIX В. (А.С.ШИШКОВ) I. Возникновение российского традиционализма XIX века. 1. Преломление структур мышления основных историософских и социологических течений XVIII века и формирование различных трактовок понятий «История» и «Традиция». Трансформация просве щенческих (руссоистских), масонских и официально-патриотиче ских моделей осмысления общественного бытия. 2. Поляризация внутри российской общественной мысли по линии «консервация - реформа». Образование собственно традиционализма как течения, опирающегося на три структурные ценности (национа лизм, традиция, официальность) в противовес более узкому тради ционализму реформаторских группировок. «Беседа любителей русского слова» и адмирал А.С.Шишков - переход традиционализма на идеологический, рефлектирующий уровень. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=