ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

творческих возможностей учащихся и формирования потребности и способности у них к самостоятельной познавательной деятельности, т.е. к самообразованию собственной личности. Е.А.Орлова, Д.И.Чемоданова Тула ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭМПАТИЙНОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБЩЕНИЮ Изучая философско-педагогическое наследие Л.Н.Толстого, а так­ же результаты психолого-педагогического опыта школы Л.Н.Толсто­ го, можно видеть примеры высокого профессионализма мастера, все тонкости и особенности педагогики ненасилия и сотрудничества, что предполагает организацию оптимального педагогического общения учителя и учащихся. Все это очень актуально сегодня для организации учебно-воспитательного процесса педагогического университета. В последние годы овладение студентами коммуникативными уме­ ниями и навыками осуществлялось стихийно, что приводило к различ­ ным педагогическим ошибкам. Наши исследования (1991-1995 гг.) показывают, что необходима целостная система подготовки будущих учителей к эмпатийному педагогическому общению, которая должна проводиться на протяжении всего периода обучения в университете и включать в себя три последовательных этапа. Первый этап включает овладение теоретическими знаниями по психологии человека и организацию активных методов обучения пе­ дагогическому общению в учебно-тренировочных группах. Послед­ ние решают задачи самосознания, самоактуализации, повышения сензитивности, стимулирования интереса к вербальным и невербаль­ ным аспектам коммуникации, обучения кодированию и декодирова­ нию информации, формируют умения интеракции и социальной перцепции, способствуют адаптации к обучению в университете и открывают студентам пути к самопознанию, самодеятельности, само­ совершенствованию. На втором этапе студенты приобретают знания по психологии возраста, педагогической психологии и определенные практические навыки эмпатийного общения с учащимися во время «пассивной» педагогической практики в школе. Это позволяет построить занятия на основе анализа психолого-педагогических ситуаций, моделирова­ ния учебных, проблемных и творческих задач в сочетании с деловыми педагогическими играми, социально-психологическими тренингами, творческими дискуссиями, диспутами, теоретико-практическими конференциями. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=