ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

творческой нравственной личности и свободном развитии лучших сил учащихся. В самом деле, основной установкой учителя сегодня в реальной практике обучения является задача формирования и стиму­ лирования у школьников потребности и способности к самообучению и саморазвитию. В этом случае учащийся осознанно подходит к орга­ низации собственной познавательной деятельности. Анализ педагогических сочинений Л.Н.Толстого позволяет нам сделать вывод о том, что писатель-педагог школу определял как педа­ гогическую лабораторию по изучению опыта и творчества учителей и учащихся, тем самым подчеркивая необходимость самовыражения и самореализации как личности учащихся, так и личности учителя. При этом особое внимание Л.Н.Толстой уделял развитию так назы­ ваемых высших способностей—«воображения, творчества, соображе­ ния», представляющих собой основу познавательного и личностного развития учащихся. Рассматривая проблему педагогических взглядов Л.Н.Толстого в аспекте организации современного учебного процесса, следует осмыс­ лить позиции писателя-педагога относительно психологии усвоения, а также принципов, методов и приемов обучения. По мнению Л.Н.Толстого, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятным и занимательным. Это с одной стороны. О другой стороны, обеспече­ ние положительного фона обучения как важнейшей психологической закономерности усвоения материала позволяет формировать продук­ тивную мотивацию успеваемости у школьников. «Дайте ученику та­ кую работу,- писал Л.Н.Толстой,- чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении, чтобы он испытывал чувство внутреннего удовлетворения от усвоенных знаний, от самого процесса приобрете­ ния знаний и от результатов выполненной работы». Большое значение в решении проблемы методов обучения писа­ тель-педагог придавал мастерству и таланту учителя, способного ор­ ганизовать поиск наилучших способов преподавания. Известно, что Л.Н.Толстой воспитание личности считал приори­ тетом прежде всего семьи и совершенно определенно ставил вопрос о праве учителей воспитывать учащихся. Однако следует понимать, что писатель-педагог выступал против такого воспитания, которое сводилось к переделке детской природы по определенному шаблону. Поэтому Л.Н.Толстой выступал за руководство воспитанием, которое в основе своей развивало бы самодеятельность учащихся, отстаивал право свободного развития каждой личности. Таким образом, педагогические взгляды Л.Н.Толстого представ­ ляют собой конкретные ориентиры в обновлении содержания образо­ вания, оптимальной организации современного учебно-воспита­ тельного процесса в школе в аспекте развития интеллектуальных сил, 128

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=