ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995
творческой нравственной личности и свободном развитии лучших сил учащихся. В самом деле, основной установкой учителя сегодня в реальной практике обучения является задача формирования и стиму лирования у школьников потребности и способности к самообучению и саморазвитию. В этом случае учащийся осознанно подходит к орга низации собственной познавательной деятельности. Анализ педагогических сочинений Л.Н.Толстого позволяет нам сделать вывод о том, что писатель-педагог школу определял как педа гогическую лабораторию по изучению опыта и творчества учителей и учащихся, тем самым подчеркивая необходимость самовыражения и самореализации как личности учащихся, так и личности учителя. При этом особое внимание Л.Н.Толстой уделял развитию так назы ваемых высших способностей—«воображения, творчества, соображе ния», представляющих собой основу познавательного и личностного развития учащихся. Рассматривая проблему педагогических взглядов Л.Н.Толстого в аспекте организации современного учебного процесса, следует осмыс лить позиции писателя-педагога относительно психологии усвоения, а также принципов, методов и приемов обучения. По мнению Л.Н.Толстого, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятным и занимательным. Это с одной стороны. О другой стороны, обеспече ние положительного фона обучения как важнейшей психологической закономерности усвоения материала позволяет формировать продук тивную мотивацию успеваемости у школьников. «Дайте ученику та кую работу,- писал Л.Н.Толстой,- чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении, чтобы он испытывал чувство внутреннего удовлетворения от усвоенных знаний, от самого процесса приобрете ния знаний и от результатов выполненной работы». Большое значение в решении проблемы методов обучения писа тель-педагог придавал мастерству и таланту учителя, способного ор ганизовать поиск наилучших способов преподавания. Известно, что Л.Н.Толстой воспитание личности считал приори тетом прежде всего семьи и совершенно определенно ставил вопрос о праве учителей воспитывать учащихся. Однако следует понимать, что писатель-педагог выступал против такого воспитания, которое сводилось к переделке детской природы по определенному шаблону. Поэтому Л.Н.Толстой выступал за руководство воспитанием, которое в основе своей развивало бы самодеятельность учащихся, отстаивал право свободного развития каждой личности. Таким образом, педагогические взгляды Л.Н.Толстого представ ляют собой конкретные ориентиры в обновлении содержания образо вания, оптимальной организации современного учебно-воспита тельного процесса в школе в аспекте развития интеллектуальных сил, 128
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=