ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

чить студента «видеть и чувствовать» людей - одна из наиболее слож­ ных и трудных задач воспитания. Все обучение на уроках педмастерства строится у нас на доверии и сознательности. Преподаватель и студент выступают как равноправ­ ные партнеры, духовно обогащающие друг друга. Все реже на уроках звучат авторитарные нотки. Преподаватель стремится быть мудрым советчиком и помощником в самостоятельной работе студентов. Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Необходимо внушать учащимся, что «оптимистическое настрое­ ние порождает положительные эмоции, которые способствуют быст­ рому восстановлению затраченной энергии, стимулируют человека на преодоление трудностей. Надо только поверить в силу оптимизма». Уважая природный ум, Толстой стремился не учить крестьянских детей тому, что их не интересовало. Готовясь к урокам педмастерства, мы выбираем такие учебные материалы, которые не дублируют дру­ гие спеццисциплины. Тщательно готовясь к урокам, строя их на ин­ тересном материале, используя нестандартные формы и методы работы, мы тем самым облегчаем работу студента. Гуманистическая направленность - сверхзадача в повседневной работе педагога. А личностно-ориентированный подход есть не что иное, как про­ тест Л.Н.Толстого против угнетения ребенка муштрой и недобро­ совестностью. Ж.У.Мухамедьярова Казахстан ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н.ТОЛСТОГО В АСПЕКТЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Ведущим направлением современной школы является умственное и личностное развитие учащихся, формирование их опыта творческой деятельности, обеспечивающей самореализацию и самопроявление школьников. В настоящее время, когда школа находится в поисках оптимальной программы развития, воспитания и обучения учащихся, педагогические взгляды Л.Н.Толстого представляют собой один из источников, «питающих» современный учебно-воспитательный про­ цесс. Так, с точки зрения Л.Н.Толстого, обучение - это многосторон­ ний процесс, и цель народной школы должна состоять в воспитании 127

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=