ТОЛСТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 1995

книгах для чтения». Описание природных явлений нашло свое отра­ жение и в ею художественных произведениях. Но Л.Н.Толстой не был ученым в полном смысле этого слова, поэтому нередко его собственные представления оказывались наив­ ными, иногда ошибочными, как, например, попытка геометризовать явления движения, тепла, притяжения и т.д. При анализе творчества великого писателя нельзя проходить мимо его удивительного умения точно наблюдать, осмысливать увиденное и излагать научные знания популярно, в художественной форме и достаточно строго. А.А.Бугаева Тула ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Начиная изучать основы педмастерства, преподаватели опирают­ ся на современные достижения психолого-педагогической науки, а также на опыт выдающихся педагогов прошлого. Основные направления совершенствования преподавательского труда - это демократизация и гуманизация обучения, развитие само­ стоятельности обучаемого, личностный подход, сотрудничество пре­ подавателя и учащегося в приобретении знаний и др. Идеями уважения к ребенку как неповторимой личности, глубокого понима­ ния его потребностей и особенностей пронизана вся педагогическая деятельность Л.Н.Толстого. В Яснополянской школе гуманное отношение к детям, широкий учебный план создавали необходимые условия для развития интел­ лекта и творческих задатков. Толстой с большим интересом и внима­ нием изучал своих учеников, стремился сделать все возможное для того, чтобы раскрыть их индивидуальные особенности и дарования. Л.Н.Толстой и его коллеги вели поиск новых форм работы и методов обучения. Лейтмотивом уроков педагогического мастерства должно быть до­ бро. Толстой говорил: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его... И эта твоя деятельность зажжет в тебе любовь к человечеству, которая и будет последствием твоей деятельности, направленной на добро». Известно, что хорошо подготовленный педагог не только следит за своим поведением, но и непрерывно получает информацию о само­ чувствии, настроении, отношении к занятиям, к нему самому со сто­ роны учащихся. Каждый педагог особенно дорожит той огромной духовной ценностью, имя которой - эмоциональная чуткость. Нау­ 126

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=